говорим о представителях художественной и музыкальной жизни города
Неделю назад мы запустили на сайте «Витебского курьера» серию статей, посвященных вопросу: кому и где нужно установить памятник в Витебске. В прошлом материале мы попросили поделиться своим мнением витебских историков Анатолия Дулова и Николая Пивовара, а сегодня в гостях у нашей редакции кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова, известный знаток художественной жизни города Александр Лисов.
С Александром Геннадьевичем мы говорим о личностях в художественной и музыкальной жизни Витебска, чью память нужно увековечить.
В последние годы в Витебске проводится работа по мемориализации имен тех людей, кто тем или иным образом связан с нашим городом. И в этом направлении сделано довольно много. Однако, по моему мнению, есть в истории искусства Витебска личности, о которых следовало бы вспомнить, и места, которые не мешало бы отметить.
Понимаю, что меня можно обвинить в субъективности, но сразу же хочу оговориться: список может быть очень большой и выбирать нужно, очевидно, те имена, которые не просто связаны с нашим городом, но широко известны в мире.
Есть еще одно замечание – можно говорить об увековечении памяти установкой памятника, мемориального знака или мемориальной доски. Понятно, что памятник, как правило, обходится дороже, чем мемориальный знак или доска. Но важен один существенный момент: мемориальный знак и доска должны иметь привязку к месту, связанному с человеком и событием, а вот для памятника это не обязательное условие.
Для нашего города, который пострадал от военных разрушений и активности нерадивых чиновников, это очень существенно. Облик исторической части Витебска существенно изменился. Часто сталкиваешься с проблемой: строение, объект не сохранился, а место по разным причинам обозначить невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае нужно думать не только о том, обозначить или нет конкретное имя, но и о том, каким образом это можно сделать.
Ну, казалось бы, имя Шагала сейчас у всех на слуху. Немало туристов едет к нам, чтобы увидеть город всемирно признанного мастера. В Витебске есть улица имени художника и проезд, установлены памятники и мемориальные доски, есть музей. И все же шагаловских мест, мемориализованных объектов на карте Витебска могло быть больше.
Вот, например, в самом центре, на здании бывшего городского четырехклассного училища по улице Ленина, где учился будущий великий художник, вполне могла бы появиться доска, напоминающая об этом. С училищем связаны, кстати, и другие ставшие известными имена деятелей искусства.
К слову, идея обозначить это место возникла уже давно, но реализована так и не была. Известный витебский скульптор Иван Казак даже изготовил портрет Шагала для мемориальной доски, который сегодня украшает арт-центр Марка Шагала.
Хотелось бы вспомнить и имя Казимира Малевича, которого в нашем городе все знают, но специально посвященного ему памятного знака нет. Тут возникает вопрос, где следовало бы этот памятник установить. Витебское пространство художника не столь уж широко.
Он работал и жил в здании художественного училища. Публичные лекции и дискуссии, в которых он принимал участие, проходили в зданиях центральной части города, которые не сохранились.
Например, известно, что Казимир Северинович неоднократно выступал в латышском клубе, размещавшемся в гостинице Хайкина-Кушнера на углу Замковой и Пушкинской улиц. Совсем иначе выглядит Замковая сегодня, иначе проходит и трассировка этой улицы. В результате место, где было построено здание гостиницы, сегодня совпадает с проезжей частью. Поэтому где установить памятный знак Малевичу нужно, конечно, обсуждать.
Зато в этом смысле несложно меморилизовать имя первого директора витебского художественного училища Мстислава Добужинского. Тем более, что на улице Крылова сохранился дом, в котором он жил.
И пусть в Витебске он провел не так уж и много времени, но город произвел на него впечатление. Об этом, в частности, свидетельствуют его акварельные и графические работы с изображением Витебска, которые хранятся в музейных коллекциях, в частности, в собрании Государственного Русского музея.
В долгу жители города и перед именем Эль Лисицкого, которого многие историки искусства ставят в один ряд с Малевичем и другими самыми известными мастерами авангарда. И пусть он родился в Смоленской губернии, но именно витебская художественная школа, витебские периоды его жизни повлияли на него, как художника. И здесь в качестве места мемориализации вновь возникает совершенно неоригинальная мысль – здание художественного училища, хотя семья Лисицкого в послереволюционные годы имела другой витебский адрес.
Конечно, не могу я не вспомнить и скульптура Осипа Цадкина. Согласно самым недавним биографическим открытиям подтверждается, что он уроженец Витебска, был учеником школы рисования и живописи Ю.М. Пэна и одноклассником Шагала в городском четырехклассном училище. Мемориальную доску можно было бы разместить в центре города, на здании училища, но оригинальней, наверное, установить памятный знак на берегу Двины, на месте семейной усадьбы скульптора, которая, увы, не сохранилась. В послевоенные годы на территории были построены цеха завода ВЗЭП.
Совсем мало в пространстве Витебска отражены события музыкальной жизни города. Хотелось бы вспомнить имена, связанные с Витебской народной консерваторией. И, в первую очередь, это имя ее первого ректора, выдающегося музыканта и дирижера Николая Малько.
Вообще, памятный знак, посвященный народной консерватории и ее педагогам, был бы нужен. Есть проблема – постоянного помещения у учреждения долго не было. Одно время она находилась в здании Мариинской женской гимназии, которое не сохранилось до наших дней, затем размещалась в здании по улице Толстого 8. Думаю, последний названный адрес и можно было бы отметить. Впрочем, об этом можно было бы спорить…
Ну и, конечно, не могу не назвать имя известного русского философа, литературоведа, теоретика искусства Михаила Бахтина. Михаил Михайлович с 1920 по 1924 год жил в Витебске, преподавал в институте народного образования, народной консерватории, художественном училище, вел занятия в Витебской литературной студии. Мемориальной доской или памятным знаком можно было бы обозначить первый его витебский адрес – дом по улице Суворова.
Скоро мы подведем итоги читательского голосования на сайте, памятник кому необходимо установить в Витебске, и предложим новые имена к обсуждению. Поэтому, если вы еще не отдали свой голос ни за один из предложенных вариантов – сделайте это.
А на следующей неделе читайте продолжение серии статей на эту тему. В этот раз гостями редакции станут представители туристической сферы.
Варта дадаць імя Юзэфа Пешкі, дзякуючы якому мы ведаем, як выглядаў цэнтр Віцебска у канцы 18 стагоддзя. Ён як Дабужынскі ў Віцебску доўга не пражыў, але след пакінуў каласальны.
Слушная заўвага, дзякуй.
Уважаемая Саша Май. Спасибо за полезные материалы. Но было бы неплохо вслед за искусствоведами и экскурсоводами узнать и мнение представителей исполнительной власти, кого-нибудь из отдела культуры. И не столько КОМУ поставить памятник, сколько КАК поставить памятник.