Кому и где нужно установить памятник в Витебске: мнение искусствоведа

Анонсы

говорим о представителях художественной и музыкальной жизни города

лисов александр, искусствовед
Александр Лисов. Фото Саши Май

Неделю назад мы запустили на сайте «Витебского курьера» серию статей, посвященных вопросу: кому и где нужно установить памятник в Витебске. В прошлом материале мы попросили поделиться своим мнением  витебских историков Анатолия Дулова и Николая Пивовара, а сегодня в гостях у нашей редакции кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова, известный знаток художественной жизни города Александр Лисов.

С Александром Геннадьевичем мы говорим о личностях в художественной и музыкальной жизни Витебска, чью память нужно увековечить.

В последние годы в Витебске проводится работа по мемориализации имен тех людей, кто тем или иным образом связан с нашим городом. И в этом направлении сделано довольно много. Однако, по моему мнению,  есть в истории искусства Витебска личности, о которых следовало бы вспомнить, и места, которые не мешало бы отметить.

Понимаю, что меня можно обвинить в субъективности, но сразу же хочу оговориться: список может быть очень большой и выбирать нужно, очевидно, те имена, которые не просто связаны с нашим городом, но широко известны в мире.

Есть еще одно замечание – можно говорить об увековечении памяти установкой памятника, мемориального знака или мемориальной доски. Понятно, что памятник, как правило, обходится дороже, чем мемориальный знак или доска. Но важен один существенный момент: мемориальный знак и доска должны иметь привязку к месту, связанному с человеком и событием, а вот для памятника это не обязательное условие.

Для нашего города, который пострадал от военных разрушений и активности нерадивых чиновников, это очень существенно. Облик исторической части Витебска существенно изменился. Часто сталкиваешься с проблемой: строение, объект не сохранился, а место по разным причинам обозначить невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае нужно думать не только о том, обозначить или нет конкретное имя, но и о том, каким образом это можно сделать.

Ну, казалось бы, имя Шагала сейчас у всех на слуху. Немало туристов едет к нам, чтобы увидеть город всемирно признанного мастера. В Витебске есть улица имени художника и проезд, установлены памятники и мемориальные доски, есть музей. И все же шагаловских мест, мемориализованных объектов на карте Витебска могло быть больше.

витебск, улица марка шагала, мемориальная доска
Мемориальная доска Марку Шагалу на одноименной улице в Витебске. Фото Саши Май

Вот, например, в самом центре,  на здании бывшего городского четырехклассного училища по улице Ленина, где учился будущий великий художник, вполне могла бы появиться доска, напоминающая об этом. С училищем связаны, кстати, и другие ставшие известными  имена деятелей искусства.

К слову, идея обозначить это место возникла  уже давно, но реализована так и не была. Известный витебский скульптор Иван Казак даже изготовил портрет Шагала для мемориальной доски, который сегодня украшает арт-центр Марка Шагала.  

Хотелось бы вспомнить и имя Казимира Малевича, которого в нашем городе все знают, но специально посвященного ему памятного знака нет. Тут возникает вопрос, где следовало бы этот памятник установить. Витебское пространство художника не столь уж широко.

витебск, улица ленина, городское училище
Здание бывшего городского четырехклассного училища. Фото Саши Май

Он работал и жил в здании художественного училища. Публичные лекции и дискуссии, в которых он принимал участие, проходили в зданиях центральной части города, которые  не сохранились.  

Например, известно, что Казимир Северинович неоднократно выступал в латышском клубе, размещавшемся в гостинице Хайкина-Кушнера на углу Замковой и Пушкинской улиц. Совсем иначе выглядит Замковая сегодня, иначе проходит и трассировка этой улицы. В результате место, где было построено здание гостиницы, сегодня совпадает с проезжей частью. Поэтому где установить памятный знак Малевичу нужно, конечно, обсуждать.

Зато в этом смысле несложно меморилизовать имя первого директора витебского художественного училища Мстислава Добужинского. Тем более, что на улице Крылова сохранился дом, в котором он жил.

И пусть в Витебске он провел не так уж и много времени, но город произвел на него впечатление. Об этом, в частности, свидетельствуют его акварельные и графические работы с изображением Витебска, которые хранятся в музейных коллекциях, в частности, в собрании Государственного Русского музея.

М. Добужинский Витебск, Лестница,1923, фото из интернета
М. Добужинский. Витебск, Лестница,1923, фото из интернета

В долгу жители города и перед именем Эль Лисицкого, которого многие историки искусства ставят в один ряд с Малевичем и другими самыми известными мастерами авангарда. И пусть он родился в Смоленской губернии, но именно витебская художественная школа, витебские периоды его жизни повлияли на него, как художника. И здесь в качестве места мемориализации вновь возникает совершенно неоригинальная мысль – здание художественного училища, хотя семья Лисицкого в послереволюционные годы имела другой витебский адрес.

витебск, художественое училище, улица марка шагала
Здание художественного училища. Фото Саши Май

Конечно, не могу я не вспомнить и скульптура  Осипа Цадкина. Согласно самым недавним биографическим открытиям подтверждается, что он уроженец Витебска,  был учеником школы рисования и живописи Ю.М. Пэна и одноклассником Шагала в городском четырехклассном училище. Мемориальную доску можно было бы разместить в центре города, на здании училища, но оригинальней, наверное, установить памятный знак на берегу Двины, на месте семейной усадьбы скульптора, которая, увы, не сохранилась. В послевоенные годы на территории были построены цеха завода ВЗЭП.

Возможно, именно в этом районе находился дом Цадкиных. Фото tut.by
Возможно, именно в этом районе находился дом Цадкиных. Фото tut.by

Совсем мало в пространстве Витебска отражены события музыкальной жизни города. Хотелось бы вспомнить имена, связанные с Витебской народной консерваторией. И, в первую очередь, это имя ее первого ректора, выдающегося музыканта и дирижера Николая Малько.

Вообще, памятный знак, посвященный народной консерватории и ее педагогам, был бы нужен. Есть проблема –  постоянного помещения у учреждения долго не было. Одно время она находилась в здании Мариинской женской гимназии, которое не сохранилось до наших дней, затем размещалась в здании по улице Толстого 8. Думаю, последний названный адрес и можно было бы отметить. Впрочем, об этом можно было бы спорить…

витебск, улица толстого
Здесь в одно время размещалась Витебская народная консерватория. Фото Саши Май

Ну и, конечно, не могу не назвать имя известного русского философа, литературоведа, теоретика искусства Михаила Бахтина. Михаил Михайлович с 1920 по 1924 год жил в Витебске, преподавал в институте народного образования, народной консерватории, художественном училище, вел занятия в Витебской литературной студии. Мемориальной доской или памятным знаком можно было бы обозначить первый его витебский адрес – дом по улице Суворова.

Скоро мы подведем итоги читательского голосования на сайте, памятник кому необходимо установить в Витебске, и предложим новые имена к обсуждению. Поэтому, если вы еще не отдали свой голос ни за один из предложенных вариантов – сделайте это.

А на следующей неделе читайте продолжение серии статей на эту тему. В этот раз гостями редакции станут представители туристической сферы.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Андрэй

    Варта дадаць імя Юзэфа Пешкі, дзякуючы якому мы ведаем, як выглядаў цэнтр Віцебска у канцы 18 стагоддзя. Ён як Дабужынскі ў Віцебску доўга не пражыў, але след пакінуў каласальны.

    Ответить
    1. Слушная заўвага, дзякуй.

      Ответить
  2. Vicus

    Уважаемая Саша Май. Спасибо за полезные материалы. Но было бы неплохо вслед за искусствоведами и экскурсоводами узнать и мнение представителей исполнительной власти, кого-нибудь из отдела культуры. И не столько КОМУ поставить памятник, сколько КАК поставить памятник.

    Ответить