«Вы о чем, деточка?»: 5 проблем отечественных «звезд»

Культура

для которых закрыт выход на большую сцену

Фото: myband.ru
Фото: myband.ru

Когда у современного белоруса спрашиваешь о белорусском музыкальном рынке, возникают следующие варианты реакций:
1. Поднятая вверх бровь и взгляд «Вы о чем, деточка?»
2. Гогот, как будто пробежало стадо диких лошадей
3. Трагический вздох покинутой Онегиным Татьяны.

И редкий человек может (а точнее желает) сказать что-то приятно-адекватное в адрес современных белорусских исполнителей. И дело не в том, что любить отечественное у нас стыдно, а в том, что любить-то по большому счету некого. На мировой сцене белорусов можно пересчитать по пальцам, чуть больше их наблюдается в российском шоу-бизнесе, но там они покрыты стразами и леопардовыми шубами местного гламура, поэтому уже и не отличишь своего от чужого. А что касается родных просторов, то искрятся здесь преимущественно одни и те же звезды, а новички, как правило, осваивают и осиливают местные сцены. А ведь такая картина отнюдь не свидетельствует о том, что талантливых ребят в стране нет. Более того, их немало! Но вот пробиться и заявить о себе удается единицам, и ждать этого порой приходится очень долго.

В чем же причина такого явления?

1. Тема не тема

По мнению музыкальных экспертов, белорусская музыка сегодня четко разделилась на политическо-социальную и эстетическую. Исполнители первого блока поют о свободе, независимости и исключительно на белорусском языке, вторые отдают дань красивой форме и видят в музыке прежде всего искусство, нежели рупор, через который изливаются все проблемы человечества. 10-15 лет назад популярностью наслаждались первые ребята, сейчас же пальма первенства находится у вторых.

Сергей Михалок. Фото: litvin.org
Сергей Михалок. Фото: litvin.org

Несмотря на то, что однобокий поход никогда не являлся гарантом успеха, переход в эстетическое русло более благоприятен для белорусской музыки: в виду низкой популярности у наших музыкантов стоит большая цель – показать национальное искусство во всей его красе, всколыхнуть белорусов, в чьих наушниках играют США, Европа и Россия. Наверное, только Сергею Михалку и удалось остаться на пике популярности, не сменив своего остросоциального жанра. Но большинство людей все-таки тянутся к красивому, отсюда и вывод: не та тема – не то признание…

2. Копирка – любимый инструмент

Вот это настоящая беда: белорусские исполнители частенько забывают, чью страну они представляют и оставляют национальные «изюминки» белорусской музыки и «переманиваются» достижениями зарубежных коллег. Нет, учиться нужно всегда, и завет Владимира Ильича тут кстати: но одно дело учитывать общие тренды, совершенствовать свои навыки и вкус, а совсем другое – брать за основу своего творчества. Кому нужны вторые Дима Билан, группа «Тату», Lady Gaga, Adele? Зато Верка Сердючка уже который год в тренде – просто подхватила национальную волну и правильно на ней «выехала», а не потому что голос топит сердца даже каменных людей.

К слову, именно этот фактор (отсутствие или некачественная подача национальной составляющей в музыкальном творчестве) и является одной из главных причин, по которой белорусы не могут не то что победить, а хотя бы пробиться в пятерку лидеров на «Евровидении». Что национального можно увидеть в выступлении участника этого года Ivan, который эпатировал публику анонсом о том, что выйдет на сцену голышом и в сопровождении волков. Пафос, провокация, апелляция к инстинктам – что угодно, но не национальный колорит. Это и понятно, откуда ему взяться, если продюсировал артиста Виктор Дробыш, российский композитор. «Засланцам», увы, не понять особенности белорусской культуры, эмпатия не того уровня. Поэтому даже если какие-то элементы и включаются в номера, смотрятся они наигранными.

3. А петь для кого?

Это еще более печальная проблема современного белорусского рынка. Белорусы в большинстве своем слушают что угодно, но только не свое: на радио, в магазинах, Вконтакте, в телефонах – все чужое, причем далеко не самого качественного уровня. Как такового музыкального рынка, слушателя, на которого можно работать пока нет, точнее он находится в латентном состоянии и его необходимо проявлять и пробуждать своим творчеством.

Полные залы - редкость для белорусских исполнителей. Фото: newblogueur44.canalblog.com
Полные залы – редкость для белорусских исполнителей. Фото: newblogueur44.canalblog.com

Качественная музыка в Беларуси не развита, потому что многим она просто не нужна. У людей просто не сформирован вкус – для этого нужно много слушать, регулярно ходить на концерты, читать о музыке, интересоваться новинками. А белорусам, в принципе, не до этого. Нет потребности в качественной музыке, а значит нет и рынка, – рассказывает певица Mustelide.

4. Работаем в чистом поле

Развитой музыкальной инфраструктуры в Беларуси тоже нет: очень мало музыкальных аналитических ресурсов, отсутствуют авторитетные лейблы, у музыкального образования в стране тоже немалые бреши.

Зато палок в колесах – предостаточно. Например, музыкантам необходимо доказывать, что они относятся к категории «творческих работников», дабы не попасть под тунеядскую статью.

5. Парадокс ниши

Белорусского слушателя сложно чем-то удивить и зацепить, но это сделать можно. Как отмечают многие представители белорусского музыкального рынка, достаточно занять нужную нишу. Однако чтобы ее занять, необходимо быть очень «прошаренным» в сфере музыкальных мировых тенденций, слушать ярких зарубежных исполнителей, улавливать волну. Большинство исполнителей этого не делают, а варятся в собственном соку, не оглядываясь по сторонам.

С другой стороны, если удастся правильно уловить настроение публики и занять нужную нишу, то все – в Беларуси ты звезда и надолго. А там уже и до зарубежья недалеко. Но опять-таки, чтобы поражать иностранцев, которые в отличие от безразличной белорусской публики, пресыщены музыкальными «плюшками», нужно представить им то, чего нет у других – национальную «фишку». А ее, как уже отмечалось выше, у многих нет и в помине.

Авот Макс Корж словил волну... и теперь собирает десятки тысяч людей. Фото: maxkorzhone.ru
А вот Макс Корж словил волну… и теперь собирает десятки тысяч людей. Фото: maxkorzhone.ru

Впрочем, все имеющиеся сложности для увлеченного и горящего своим делом музыканта – ничто. И свидетельство тому слова уже упомянутой певицы Mustelide, которая за короткое время, заработала титул «электронной принцессы из Минска»:

Но я не хочу концентрироваться на препятствиях. Я живу в Беларуси, это данность – а то, как в этой ситуации работать, как и что обходить, с чем и какими средствами справляться, дело каждого. Я стараюсь концентрироваться больше на возможностях: есть интернет, есть компьютер, на котором можно делать все, а главнее – писать музыку.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Кондрат

    То, как относятся наши граждане к белорусским исполнителям, видно даже на примере наших же коллекционеров, которые за редким исключением не собирают в свои коллекции белорусские альбомы и
    даже ретро-пластинок советского периода днём с огнём не найти. Да что там, если вы найдёте в интернете запись своей любимой белорусской песни, можете не сомневаться: с вероятностью
    99% эту запись разместил там россиянин или украинец, или кто-то из
    белорусской диаспоры в США. Ну а если нет спроса – нет и предложения. Наша страна слишком маленькая, чтобы кто-то тратился на формирование вкусов и любви к белорусской музыке, рискуя не получить от этого никакой отдачи.

    Ответить
    1. Аля Покровская автор

      Да, спрос минимальный. Но с другой стороны и качество у большинства хромает на обе ноги… Особенно ярко это видно на примере белорусской эстрады.

      Ответить