о вере, нескольких женах, смерти и о том, всё ли могут князья
В этом году отмечается 720-летие со дня рождения великого князя литовского Ольгерда. К сожалению, точная дата его рождения неизвестна, поэтому все праздничные мероприятия длятся на протяжении целого года. Например, недавно в Витебском художественном музее в рамках республиканского проекта открылась выставка «Князь Ольгерд в изобразительном искусстве».
В целом сведений про Ольгерда Гедиминовича, особенно про витебский период его жизни, сохранилось немного. Да и зачастую информация, содержащаяся в различных летописных источниках, противоречивая и вызывающая сомнения. Зато точно известна дата смерти князя – 24 мая 1377 года.
Сегодня мы постарались подобрать наиболее интересные и в тоже время противоречивые факты про князя кревского и витебского, великого князя ВКЛ Ольгерда.
Факт 1. Ольгерд: христианин или язычник?
До сих пор историки не пришли к однозначному выводу, был Ольгерд христианином или язычником. Одни исследователи считают, что он крестился перед тем, как занять княжеский престол в Витебске. Об этом есть соответствующие записи в поздних летописных источниках – «Густынской летописи» и «Хронике Быховца». Приверженцы этой версии утверждают, что в противном случае его бы не приняли местные жители. Да и брак князю в то время заключить иначе, чем обвенчаться в храме, было нельзя.
К тому же известно, что договор ВКЛ с Ливонским орденом 1388 года закреплялся не только клятвой на своих святынях литовцев-язычников, но и крестоцелованием православных князей, в том числе и князя витебского.
Другие же историки говорят о том, что крещения не было, или оно было формальным, и впоследствии князь вновь вернулся в язычество. В пользу этого свидетельствуют, например, некоторые псковские летописи, в которых указано, что в 1341 году Ольгерд еще не был крещеным.
В тоже время, когда псковичи предложили ему занять псковский княжеский трон и для этого креститься, Ольгерд, согласно записи в «Никоновской летописи» ответил:
«уже крещенъ есмь и христианин есмь, второе креститися не хощу».
Факт 2. Династический брак или давление со стороны литовцев?
Если рассматривать вариант, что Ольгерд на витебском престоле оставался язычником и язычниками были его дети от брака с витебской княжной Марией, то это противоречит общепринятой в те времена практике крещения литовских князей-язычников перед тем, как посадить их на княжеский престол на Руси.
Приглашая того или иного князя местные жители требовали, чтобы он обязательно принял православие, и, судя по всему, это было основное требование, предъявляемое к «кандидатам» на престол.
А если Ольгерд так и не принял православие, то, вероятно, по мнению некоторых историков, династический брак между ним и витебской княжной Марией был отнюдь не добровольным, а заключался под давлением со стороны литовцев.
Факт 3. Две жены или три жены?
Пожалуй, сегодня все знают о том, что у Ольгерда было две жены: витебская княжна Мария, а после ее смерти – княжна Ульяна Тверская, которая впоследствии получила право на пожизненное владение нашим городом.
В тоже время польский историк Тадеуш Василевский, указывая на то, что в различных летописных источниках подаются разные имена первой жены Ольгерда, выдвинул версию о том, что жены могло быть три.
Первая – неизвестная литовка-язычница, вторая – витебская княжна, а третья – тверская княжна. И что первые пять сыновей князя были от литовки, с витебской княжной у него детей не было, а Ульяна родила ему еще семерых.
В качестве доказательства этой версии Тадеуш Василевский приводит «Сказание про Мамаево побоище», в котором говорится, что вторая жена князя, которую в этом летописном источнике почему-то называют Анной, была мачехой Андрею и Дмитрию Ольгердовичам и крестила их по христианскому обычаю.
Однако большинство историков с этой версией не согласны, считая, что «Сказание.. » не следует рассматривать как авторитетный летописный источник, ведь в нем содержится много неточностей и ошибок, особенно в отношении имен и хронологии событий.
Факт 4. Тайна похорон Ольгерда
Нет однозначного мнения у историков и по поводу погребения великого князя литовского Ольгерда в 1377 году. Согласно первой версии, великий князь умер не просто христианином, но и незадолго до своей кончины принял схиму (религиозный обряд отречения от внешнего материального мира для соединения с Богом) и был похоронен в построенной им же церкви Пресвятой Богородицы в Вильне. А имя его было внесено в помянник Киево-Печерской лавры.
Вторая версия гласит, что князь всю жизнь прожил язычником и лишь перед смертью принял православие.
Согласно же третьей версии, Ольгерд жил, умер и был похоронен как язычник.
Например, у хрониста Тевтонского ордена Германа Вартберга указано, что во время похорон князя «сообразно листовскому суеверию было совершенно торжественное шествие с сожжением различных вещей и 18 боевых коней».
Однако большинство историков все-таки считает, что запись эта была произведена преднамеренно, чтобы представить ВКЛ оплотом язычества. Да и вряд ли Ульяна, которая была верующей и набожной, позволила бы хоронить своего мужа таким способом. Поэтому вполне вероятно, по мнению некоторых исследователей, что князь был похоронен по обряду православному, а его соратники-язычники, присутствовашие на похоронах, провели некие обряды, без сожжения тела князя.
Но нас, витеблян, конечно, не столько интересует это противоречивая информация, сколько то, какую роль сыграл Ольгерд в истории нашего города. Ведь именно ему мы должны быть благодарны за то, что Витебск в те годы стал важным административным центром и самой мощной крепостью на восточных рубежах. И это можно утверждать абсолютно точно.
Не “литовцев-язычников” а “литвинов-язычников”(соответственно не “литовка” а “литвинка”. Современные “литовцы” в те времена именовались жемойтами. соответственно были Литва(ВКЛ) и Жемойтия.
Альгерд – если по правилам, – “страж Света”.
Жаль, что пока не знаю его христианского имени. Все литвины были крещены: Миндовг – Михаил, Гедымин – Алексей, Витовт – Александр…
Идиотская традиция сложилась в нашей истории – терять имена, оставляя только прозвища, ведь никто в Европе никогда не называет своих королей просто “Лысый”, “Великолепный”, “Рыжий”, “Хромой”, “Синезубый”…
А мы – вовсю, хорошо что хоть перевести почти никто не может, а то неолитовцы (исторические жмуды) сейчас так своих детей называют, и даже смеяться как-то неудобно: “Легитимный правитель “, “Гетман”, “Живой тоут (умерший для мира)”…
И у Альгерда было христианское имя, он же сам сказал, что был крещён.
Только не по православному и не по католическому обряду. Даже жмуды в своём языке сохранили название нашего храма – церква, т.к. уже в 11 веке предки белорусов строили свои церкви на Жемойтии.
Отгадка проста: “паганец” – это НЕ язычник, а христианин-еретик, которых католики сжигали в Европе, но православные (даже при отсутствии симпатии) не трогали.