4 противоречивых факта про Ольгерда

витебск, памятник, Альгерд История

о вере, нескольких женах, смерти и о том, всё ли могут князья

витебск, памятник, Альгерд
Скульптура Ольгерда Витебск украшает неспроста. Фото Саши Май

В этом году отмечается 720-летие со дня рождения великого князя литовского Ольгерда. К сожалению, точная дата его рождения неизвестна, поэтому все праздничные мероприятия длятся на протяжении целого года. Например, недавно в Витебском художественном музее в рамках республиканского проекта открылась выставка «Князь Ольгерд в изобразительном искусстве».

В целом сведений про Ольгерда Гедиминовича, особенно про витебский период его жизни, сохранилось немного. Да и зачастую  информация, содержащаяся в различных летописных источниках, противоречивая и вызывающая сомнения. Зато точно известна дата смерти князя  – 24 мая 1377 года.

Сегодня мы постарались подобрать наиболее интересные и в тоже время противоречивые факты про князя кревского и витебского, великого князя ВКЛ Ольгерда.

Князь Ольгерд. Фото rumol.org
Князь Ольгерд. Фото rumol.org

Факт 1. Ольгерд: христианин или язычник?

До сих пор историки не пришли к однозначному выводу, был Ольгерд христианином или язычником. Одни исследователи считают, что он крестился перед тем, как занять княжеский престол в Витебске. Об этом есть соответствующие записи в поздних летописных источниках  –  «Густынской летописи» и «Хронике Быховца». Приверженцы этой версии утверждают, что в противном случае его бы не приняли местные жители. Да и брак князю в то время заключить иначе, чем обвенчаться в храме, было нельзя.

К тому же известно, что договор ВКЛ с Ливонским орденом 1388 года закреплялся не только клятвой на своих святынях литовцев-язычников, но и крестоцелованием православных князей, в том числе и князя витебского.

Другие же историки говорят о том, что крещения не было, или оно было формальным, и впоследствии князь вновь вернулся в язычество. В пользу этого свидетельствуют, например, некоторые псковские летописи, в которых указано, что в 1341 году Ольгерд еще не был крещеным.

В тоже время, когда псковичи предложили ему занять псковский княжеский трон и для этого креститься, Ольгерд, согласно записи в «Никоновской летописи» ответил:

«уже крещенъ есмь и христианин есмь, второе креститися не хощу».

Факт 2. Династический брак или давление со стороны литовцев?

Если рассматривать вариант, что Ольгерд на витебском престоле оставался язычником и язычниками были его дети от брака с витебской княжной Марией, то это противоречит общепринятой в те времена практике крещения литовских князей-язычников перед тем, как посадить их на княжеский престол на Руси.

художественный музей, экспозиция, Ольгерд
“Витебская княжна” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Приглашая того или иного князя местные жители требовали, чтобы он обязательно принял православие, и, судя по всему, это было основное требование, предъявляемое к «кандидатам» на престол.

А если Ольгерд так и не принял православие, то, вероятно, по мнению некоторых историков,  династический брак между ним и витебской княжной Марией был отнюдь не добровольным, а заключался под давлением со стороны литовцев.

Факт 3. Две жены или три жены?

Пожалуй, сегодня все знают о том, что у Ольгерда было две жены: витебская княжна Мария, а после ее смерти – княжна Ульяна Тверская, которая впоследствии получила право на пожизненное владение нашим городом.

В тоже время польский историк Тадеуш Василевский, указывая на то, что в различных летописных источниках подаются разные имена первой жены Ольгерда, выдвинул версию о том, что жены могло быть три.

Первая – неизвестная литовка-язычница, вторая – витебская княжна, а третья – тверская княжна. И что первые пять сыновей князя были от литовки, с витебской княжной у него детей не было, а Ульяна родила ему еще семерых.

В качестве доказательства этой версии Тадеуш Василевский приводит «Сказание про Мамаево побоище», в котором говорится, что вторая жена князя, которую в этом летописном источнике почему-то называют Анной, была мачехой Андрею и Дмитрию Ольгердовичам и крестила их по христианскому обычаю.

художественный музей, Ольгерд
Гобелен Светланы Баранковской “Ольгерд и Юлиания” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Однако большинство историков с этой версией не согласны, считая, что «Сказание.. » не следует рассматривать как авторитетный летописный источник, ведь в нем содержится много неточностей и ошибок, особенно в отношении имен и хронологии событий.

Факт 4. Тайна похорон Ольгерда

Нет однозначного мнения у историков и по поводу погребения великого князя литовского Ольгерда в 1377 году. Согласно первой версии, великий князь умер не просто христианином, но и незадолго до своей кончины принял схиму (религиозный обряд отречения от внешнего материального мира для соединения с Богом) и был похоронен в построенной им же церкви Пресвятой Богородицы в Вильне. А имя его было внесено в помянник Киево-Печерской лавры.

Вторая версия гласит, что князь всю жизнь прожил язычником и лишь перед смертью принял православие.

художественный музей, Ольгерд, картина
Портрет “Ольгерд” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Согласно же третьей версии, Ольгерд жил, умер и был похоронен как язычник.

Например, у хрониста Тевтонского ордена Германа Вартберга  указано, что во время похорон князя «сообразно листовскому суеверию было совершенно торжественное шествие с сожжением различных вещей и 18 боевых коней».

Однако большинство историков все-таки считает, что запись эта была произведена преднамеренно, чтобы представить ВКЛ оплотом язычества. Да и вряд ли Ульяна, которая была верующей и набожной, позволила бы хоронить своего мужа таким способом. Поэтому вполне вероятно, по мнению некоторых исследователей, что князь был похоронен по обряду православному, а его соратники-язычники, присутствовашие на похоронах, провели некие обряды, без сожжения тела князя.

Но нас, витеблян, конечно, не столько интересует это противоречивая информация, сколько то, какую роль сыграл Ольгерд в истории нашего города. Ведь именно ему мы должны быть благодарны за то, что Витебск в те годы стал важным административным центром и самой мощной крепостью на восточных рубежах. И это можно утверждать абсолютно точно.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Olgerd

    Не “литовцев-язычников” а “литвинов-язычников”(соответственно не “литовка” а “литвинка”. Современные “литовцы” в те времена именовались жемойтами. соответственно были Литва(ВКЛ) и Жемойтия.

    Ответить
  2. Светлана Оручева

    Альгерд – если по правилам, – “страж Света”.

    Жаль, что пока не знаю его христианского имени. Все литвины были крещены: Миндовг – Михаил, Гедымин – Алексей, Витовт – Александр…

    Идиотская традиция сложилась в нашей истории – терять имена, оставляя только прозвища, ведь никто в Европе никогда не называет своих королей просто “Лысый”, “Великолепный”, “Рыжий”, “Хромой”, “Синезубый”…
    А мы – вовсю, хорошо что хоть перевести почти никто не может, а то неолитовцы (исторические жмуды) сейчас так своих детей называют, и даже смеяться как-то неудобно: “Легитимный правитель “, “Гетман”, “Живой тоут (умерший для мира)”…

    И у Альгерда было христианское имя, он же сам сказал, что был крещён.

    Только не по православному и не по католическому обряду. Даже жмуды в своём языке сохранили название нашего храма – церква, т.к. уже в 11 веке предки белорусов строили свои церкви на Жемойтии.

    Отгадка проста: “паганец” – это НЕ язычник, а христианин-еретик, которых католики сжигали в Европе, но православные (даже при отсутствии симпатии) не трогали.

    Ответить