Ученики СШ №40: «Люблю чытаць па-беларуску»

Общество

Администрация этой школы: не видим смысла рассказывать об этом

DSC_0040
Вот такие социальные билборды пришлись по нраву многим белорусам. Фото rusfet.com

С проблемой двуязычия в Беларуси борются с двух фронтов, одни с тем, чтобы язык не навязывали и не заставляли учить то, к чему душа не лежит, другие — с тем, чтобы не снижалась роль языка как национальной ценности.

Где сейчас можно услышать родной язык? Он «живет» в школьных кабинетах белорусского языка, в университетских аудиториях филологических кафедр, звучит на сценах заведений культуры. В общественном месте изредка можно услышать «добры дзень» вместо русского приветствия или «калi ласка», вместо «пожалуйста».

В феврале текущего года состоялась конференция «Популяризация белорусского языка: современность и перспективы», где обсуждались различные аспекты расширения «сферы влияния» национального языка. На конференции главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Булавкина сообщила о том, что со следующего учебного планируется уравнять количество часов русского и белорусского языков.

Среди прочих вопросов также обсуждалась необходимость распространения рекламы на белорусском языке. Бесспорно, если все запланированное претворится в жизнь, это положительно скажется на популяризации «мовы» и будет способствовать возникновению интереса к ней со стороны молодежи.

Пока чиновники обсуждают вопросы в теории, «болеющие» за национальный язык организуют патриотические проекты, и, что особенно радует, при активном участии подрастающего поколения.

Так, ученики школы №40 города Витебска прочли стихи белорусских классиков, но не просто за партой, а в лесу, в поле, у реки, так сказать, в национальном пространстве языка. Проект, для которого записывали видео с декламацией стихов, называется «Люблю чытаць па-беларуску».

Сегодня эти дети, юные и радостные, читают в камеру стихи по-белорусски, а завтра, возможно, к ним придет осознание: мова и есть самая что ни на есть драгоценность! И тогда вчерашние школьники начнут всерьёз интересоваться историей страны и личностями, которые её творили.

На youtube-канале школы №40 можно увидеть 14 роликов, где ученики читают стихи белорусских творцов: Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Рыгора Бородулина, Нила Гилевича, Пимена Панченки, Максима Танка и других поэтов. Вот лишь некоторые из них:

Неправда ли, звучание родного языка, сливаясь с красотой белорусской природы, приятно ложится на слух, рождая гордость и за страну, и за талантливых детей? Кто они, эти талантливые ребята? Чем увлекаются еще и какие проекты планируют реализовать молодые активисты?

Мы решили узнать об этом из первых рук, обратившись за интервью в школу №40 к заместителю директора по учебной работе Ляликовой Ирине Эдуардовне. Инициатива «Витебского курьера» написать о творческом проекте детей была воспринята положительно, после чего состоялась договоренность о встрече.

Немногим позже, во время уточняющего звонка, завуч школы попросила перенести интервью, сославшись на то, что «обсуждать такие вопросы без директора не хотелось бы, а на рабочем месте она в настоящее время отсутствует». Мы согласились подождать.

Через некоторое время снова попробовали связаться со школой и были направлены напрямую к директору школы Колесник Алле Алексеевне и неожиданно получили… отказ от встречи:

«Вы знаете, о наших детях уже не раз писали в СМИ, не видим смысла делать это еще раз», — прокомментировали нашу просьбу рассказать о творчестве детей и культурной деятельности школы №40 в целом.

Неужели мы не правы и тему больше некуда развить? Статьи о творческих школьниках витебского учреждения мы нашли на сайте Tut.by, Радыё Свабода и на «Народных навiнах Вiцебска». Можно ли это назвать широким освещением в СМИ?

Отметим, что на предварительном согласовании встретиться были рады, но через несколько дней по непонятным причинам встречу отменили.

Несмотря на то, что этот проект (якобы!) был широко освещен в СМИ, загадкой осталось и имя руководителя проекта, на создание которого ушел год, как написано на сайте школы и в который, наверняка, было вложено немало сил.

Что ж, получается какое-то элитарное детское искусство – не для всех представителей прессы. Школе не нужно, чтобы СМИ интересовались достижениями ее учеников, а руководство учебного заведения «не видит смысла» в распространении информации о своих талантливых ребятах. Такое трудно представить в цивилизованной стране.

Напомним, что ученик данной школы совсем недавно «прославился» в связи с событиями совершенно другого плана. Как мы уже писали ранее, вместе с парнем из школы №46 Витебска «зацепер» катался на крыше дизель-поезда Витебск – Орша. Видимо, этому мальчику (да и его родителям) совершенно не лишне было б узнать, чем занимаются его сверстники в стенах родной школы в свободное от уроков время. Но нужно ли это школе?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр

    Ребятам с видео – респект. Что уж тут скажешь – молодцы!
    И пусть сами дети соберутся вместе и всей толпой к директору с вопросами о том, почему их проект передумали освещать. Интересно, что ответят ребятам администрация..

    Ответить
    1. Алена Евдокимова автор

      Это действительно хорошая идея. Позиция директора и правда не понятна

      Ответить
  2. Крымоўскі Зміцер

    Улічваючы, што тэкст артыкула напісаны па-расейску, напрашваецца думка, што спн.Алена не з тымі, хто “борется” за пашырэнне беларускай мовы. Іначай пазіцыя “не понятна”…
    Нацыянальная прастора мовы ў лесе, ля ракі?? І што там мова робіць? На прыродзе хутчэй пачуеш спевы птушак, шум ветру, плёскат рыбы, сакатанне конікаў… Мову жывёл і стыхій. Чалавечая мова звычайна гучыць у вёсках і гарадах. Пагатоў нацыянальная мова (яна ж літаратурная), як і ідэя нацыі паўсталі выключна ў гарадах.
    Адмовілі ў інтэрв’ю… Божа мой, а што б тая дырэктарка вам новага сказала? Шаблонныя фразы, як “нужна любіть родзіну і родной язык” ад якіх можна заснуць праз дзве хвіліны. Знайшлі б лепш тых дзетак, што вершы дэкламавалі. З імі пагаварылі. Біяграфію дырэктаркі бы паглядзелі. Нават не дзіўна было, калі яна прышлая аднекуль, а не тутэйшая беларуска.
    Пазіцыя дырэктаркі ясна, як божы дзень: беларуская мова – мёртвый язык, язык апазіціі; языковый вопрос решен і не нужно тут нагнетать обстановку, прівлекать лішній раз вніманіе.
    Пішыце жвавей, давайце адказы (а не задавайце нерытарычныя пытанні), правакуйце! Вы ж журналістка!

    Ответить
  3. Владимир

    Народ все конечно хорошо но вспомните пожалуйста 90 годы когда вводили Белорусский язык,мне лично небыло понятно зачем мне его учить ,но увы нас заставили ! Дало ли мне это хоть что-нибудь да нет – лишь запутало тк с детства мы говорим на русском языке тут вводится бел. мова результат незнания ни одного ни другого языка!!!!! А что дала мне Ляликова Инина Эдуардовна- всё!!! Научила писать стихи , открыла желание стремится к искусству , была примером и идеалом , другом и наставником !!! Учитывая что я был хулиганом хуже вашего зацепера я не сел в тюрьму не умер живу в Москве женат воспитываю 2 приёмных дочушек!

    Ответить