Миры светлые и тёмные в творчестве художников, представленных на выставках в текущем году.
Наверное, редкая выставка не является по сути своей мистической. Природа искусства по определению предполагает такую работу с реальностью, которая выводит осознание за пределы познанного и общепринятых границ восприятия. Однако, есть выставки и проекты концептуально мистического содержания, и пусть даже слово «мистицизм» там может не употребляться, но его присутствие предполагается исходя из проблемно-тематического вектора. Предлагаем нашим читателям обзор пяти очень разных, но мистически значимых выставок, несомненно повлиявших на энергоинформационную ауру городской среды.
1. Выставка Бориса Лалыко в Витебском государственном медицинском университете.
Борис Лалыко – известный представитель реалистической школы живописи, в творчестве которого сохраняется верность высоким классическим традициям. Блестящий профессионализм его работ не является чем-то самодостаточным, картины художника выражают глубокие философские размышления о сути и конечности человеческой жизни, характеризуются огромной внутренней сосредоточенностью на осмыслении символического содержания бытия людей. В экспозиции было представлено многообразие объектов, являющихся предметом изучения культурной семантики и указывающих на ценностные аспекты человеческого существования.
2. «Разговоры в зелёных». Выставка текстильной скульптуры в Витебском художественном музее.
Известно, что зелёный цвет в символическом отношении означает «жизнь вечную». Близость текстиля природе и мастерство творцов раскрыли перед посетителями незабвенную «Страну Вечного Лета». Даже, казалось бы, цивилизационные формы, обрели здесь звучание волшебной лёгкости и естественности. И, конечно же, символическое содержание многих произведений придавал экспозиции характер выражения мира сакральной традиции. Данная выставка является результатом реализации выставочного проекта, в рамках которого прошёл уже IV Международный пленэр. Куратор проекта – известный белорусский искусствовед Лариса Финкельштейн.
3. Персональная выставка Владимира Витко в Витебской областной библиотеке.
Владимира Витко в искусстве можно назвать иррегулярным, внеконвенциональным мистиком. Таков же характер его художественного творчества, которое может вызвать иллюзию неоформленности. На самом деле эта «неоформленность» является совершенно осознанной, ибо исходит из нежелания вводить спонтанность творческого процесса в установленные строгие рамки, из-за чего оно может потерять в естественности и непосредственности. Владимир Витко – подлинный визионер в искусстве, взору которого раскрываются грозные трансфизические реалии.
4. И всё-таки, «Что это такое?!»
Выставка Кирилла Дёмчева и Анастасии Ганчаровой «Что это такое?!» раскрыла зрителям мир клипотической изнанки бытия. Впрочем, это не просто «мир скорлуп», составленный из осколков погашенного божественного света, но и мистически конкретное выражение положения дел в современном ригидном белорусском социуме. Искусство непривычное и не удобовоспринимаемое, однако это и не входит в его задачи. Оно приглашает заглянуть вглубь истинной сути рептильной богооставленной реальности. И, разумеется, освободить сознание от прекраснодушных, но в столь же степени ложных фантазмов.
5. Перформанс к очередной годовщине со дня рождения Казимира Малевича и 101-летию его «Чёрного квадрата».
В день рождения Казимира Малевича состоялся перформанс «Популяризируя Малевича – популяризируем современное искусство», приобщивший всех присутствующих к магической тайне «Чёрного квадрата». Событие проходило в «Арт-пространстве “Толстого, 7”». Посетители могли вовлечься в процесс пересоздания из уже известного, которое символизировала репродукция одной картины, в неизведанное и непознанное. Проводил перформанс художник Михаил Гулин. А после, проявившие наибольшую креативность и творческий активизм создавали собственные символические интерпретации идеи «Квадрата». Присутствие и участие в процессе таких художников, как Владимир Вольнов, Светлана Баранковская, Андрей Воробьёв, Оксана Евдокименко и других, произвело магический результат, превосходивший все ожидания. Результаты творчества экспонировались и имели несомненный успех.