Первый белорусский фантаст Ян Борщевский

борщевский История

шляхциц с Россонщины, который тридцать раз всю Беларусь пешком обошел

борщевский
Ян Борщевский. Фото rossony.com

Его считают первым белорусским фантастом, именуют отечественным Гофманом и местным  Гоголем, а его главное произведение – «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»  называют белорусской «Тысячью и одной ночью». 12 марта 1851 года умер белорусский и польский писатель, наш земляк Ян Борщевский.

О дате рождения и семье Яна Борщевского

Родился писатель в деревне Мураги Витебской губернии (сегодня – Россонский  район Витебской области) возле озера Нещердо, которое считается самым крупным в регионе и третьим по величине в  Беларуси. Здесь же прошло и детство Борщевского.

Точная дата рождения писателя не установлена, многие имеющиеся о нем биографические сведения противоречат друг другу. Так одни биографы называют годом его рождения 1790, другие – 1796, третьи – 1797. По мнению же первого биографа Борщевского и друга Ромуальда Подберезского, будущий фантаст мог родиться летом 1794 года, накануне или во время Купалья, недаром новорожденному мальчику дали имя Ян. В любом случае, одно известно точно – малой родиной Борщевского является деревня Мураги.

памятник
Памятник Борщевскому в деревне Мураги. Фото nevelikc.ru

Судя по всему, отец мальчика был униатским священником и служил в местной церкви. Однако об этом Борщевский никогда не говорил, а представляясь, упоминал, что его отец был обедневшим шляхтичем. Вероятно, объяснить это можно тем, что в то время считалось: священники должны быть безбрачными. Поэтому Борщевский, как и дети других священнослужителей, скрывал свое происхождение во избежание обвинений в незаконном рождении.

Вот как писал об этом архиепископ Антоний (А. Зубко) в «Русском вестнике» за 1864 год:

«Один дальний родственник, сын священника Муроговской церкви Иван Борщевский, воспитанник иезуитский, сделавшись после польским литератором и описывая свою жизнь и отношения свои к отцу, ни одним словом не намекнул, что его отец был священником униатским, а назвал его шляхтичем из околицы Муроговой».

Учеба в Полоцке и жизнь в Санкт-Петербурге

Учился Ян Борщевский в Полоцкой иезуитской коллегии, там же начал писать стихи на польском и белорусском языках, а также на латыни. На каникулы будущий писатель приезжал в Мураги, много путешествовал по окрестностям, записывая белорусский фольклор: легенды и предания, которые впоследствии легли в основу его произведений.

указатель
Указатель на дороге “Россоны-Заборье”. Фото livejournal.com

Окончил коллегию Ян Борщевский после войны 1812 года, собирался продолжить обучение в Виленском университете, но, видимо, не располагая нужными денежными средствами, вынужден был устроиться на работу гувернером и учителем на своей малой родине.

В 1820-ые годы Борщевский перебрался  в тогдашнюю столицу Российской империи – Санкт-Петербург, где работал в морском ведомстве, давал частные уроки латыни и греческого языка.

Польский литературовед и историк Юлиан Барташевич писал о жизни Яна Борщевского в Санкт-Петербурге так:

В столице Российского государства частному учителю платят лучше, чем в других местах. За один урок каждый получает несколько рублей серебром, тем более ученый профессор и славный поэт… Прославился Борщевский среди своих в Петербурге как глубокий эллинист и филолог. К нему приходили во многих случаях белорусы. Как самому когда-то необходима была помощь, так теперь он становился источником света, к которому стремились.

Известно, что именно в Санкт-Петербурге состоялось знакомство Борщевского с Адамом Мицкевичем, которому начинающий литератор принес свои стихи. Мицкевич похвалил его, и даже внес исправления своей рукой. По свидетельствам современников, Борщевский долго хранил эти листы как память.

Постепенно вокруг нашего земляка собираются одаренные поэты, и они начинают издавать ежемесячный рукописный сборник своих произведений. Вскоре рождается идея создания литературного ежегодника, возглавить который  попросили Яна Борщевского. Интересно, что сборник получил название «Незабудка». Некоторые исследователи считают, что в этом слове Борщевский зашифровал название своей малой родины – Мураги, которое этимологически возводится к латышскому «mаuragas» –незабудка.

Первый номер альманах вышел в 1840 году, всего же таких номеров было пять. Вероятнее всего в это время литератор прекращает свою преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя творчеству.

«Шляхтич Завальня» посвящен Беларуси

Помимо «Незабудки», в 1842-1843 годах Борщевский  начинает писать свое главное произведение – «Шляхтич Завальня», много путешествует, каждое лето проводит в Беларуси, собирая народные предания.

озеро
Красота родного озера Нещердо вдохновляла писателя. Фото news.by

«Беларусь он знает досконально, ведь раз тридцать обошел ее всю пешком и каждый год ездит на Родину с Петербурга. И всюду он там желанный гость, всюду его мило принимают» – писал о Борщевском ксендз Игнат Головинский.

И хоть «Шляхтич Завальня», как, впрочем, и большинство других сохранившихся произведений писателя, написан на польском языке, посвящен он Беларуси. Эта книга нашего земляка издана в четырех томах в 1844-1846 годах в Санкт-Петербурге.

На белорусский язык несколько легенд из сборника были переведены в 1916 году, а полностью произведение на белорусском языке было опубликовано лишь в 1990. Спустя четыре года на киностудии «Беларусьфильм» была снята картина «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (режиссер Виктор Туров).

"Лялька", спектакль
Сцена со спектакля “Загубленая душа”. Фото Георгия Корженевского

А наш  Белорусский театр «Лялька» поставил спектакль «Загубленая душа, або Пакаранне грэшніка», который уже более 20 лет идет на сцене.

Помнят ли о Борщевском сегодня?

В конце 90-х годов прошлого века на малой родине Яна Борщевского был установлен памятник. В Витебске, Горбачево и Полоцке проходили литературно-краеведческие чтения и научные конференции, художественные пленеры, а студенты Витебского государственного университета имени П.М. Машерова под руководством известного археолога Татьяны Станиславовны Бубенько проводили разведывательные раскопки на предполагаемом месте размещения усадьбы  Борщевского в деревне Мураги.

Во время первой археологической экспедиции была найдена домашняя утварь, чернолощеная курительная трубка, глиняные грузила для сетей, фаянсовая посуда и другие экспонаты. К сожалению,  дальнейшие раскопки памятника, которые могли бы дать более подробные сведения о нашем земляке и его семье, не проводились. Была утрачена и традиция проведения конференций, посвященных Борщевскому.

деревня Мураги
Деревня Мураги сегодня. Фото foto-planeta.com

Сегодня место, где размещалась усадьба Борщевского, поросло травой и бурьяном, да и сама деревня Мураги практически нежилая, в основном приезжают сюда лишь дачники летом, чтобы порыбачить – говорят, в озере Нещердо водится много рыбы. А ведь какой туристический маршрут можно было бы разработать!

Те же, у кого есть желание воочию увидеть места, вдохновшие нашего земляка на написание своих произведений – озеро Нещердо и окрестности, могут отправиться на Россонщину в любое удобное  время. Добраться до деревни Мураги можно автомобиле, преодолев расстояние в 178 километров.

маршрут
Как доехать до деревни Мураги из Витебска

И, кто знает, может, кому удастся увидеть легендарного Цмока, который, если верить Борщевскому, обитает в этом озере…

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Д. В.

    Спасибо, хорошо написано!

    Ответить
    1. Вам спасибо за хороший отзыв!

      Ответить
    2. Спасибо, мы старались.

      Ответить
  2. Анатолий

    Легенда о Цмоке родилась не на пустом месте. Думаю в её основе лежат особые природные условия и явления в данной местности (Россонский район). Например, вот как мог выглядеть издалека Цмок (дракон с длинной шей, выходящий из озера):
    “..Вместо лодки я увидел на расстоянии 200-150 м от меня вращающийся водяной столб, высотой около 4 метров и диаметром 6 метров [6 метров в нижней части, вверх диаметр уменьшался как шея у жирафа или горло у бутылки, – А. Е.] Столб двигался поперек озера, со скоростью неторопливого велосипедиста (2,5 – 3м/с), оставляя за собой волны, как при движении лодки, – источник шума. Бешено вращающийся водяной вихрь сам по себе шума не создавал. Он имел форму цилиндра с гладкими стенками – похоже на раскрученную внутри очень длинной бутылки жидкость, только здесь «бутылка» оставалась как бы невидимой. По мере продвижения столб увеличивался по высоте, не меняя диаметра, достигнув высоты 7-8 м, столб перестал расти. Явление завершилось неожиданно быстро: не доходя 15 метров до берега, водяной столб с шумом рухнул вниз,” – фрагмент рассказа Ивана Жуковского (Россоны).
    Это было на озере Валуйском (3 км от Нещердо). Есть другие похожие примеры!

    Ответить
    1. Спасибо, Анатолий, очень интересно.

      Ответить
  3. Анатолий

    Саша!
    Я убежден, что фантастические истории Борщевского и сказки Пушкина имеют общие естественные истоки. Ведь Россонский район – это практически пушкинские места!..
    Кстати, шляхтич Завальня – это был реальный человек, который жил на острове и промышлял ловлей рыбы. Это установил Дмитрий Олегович Виноходов (С.-Петербург), который перевел “Шляхтича Завальню” на русский язык и работал с архивными документами. Хотелось бы видеть в Россонской библиотеке.
    Могли бы указанные природные явления такого рода служить мотивом, легендой (Цмок – то же лохнесское чудовище) или естественным раздражителем, для привлечения туристов?.. В 2006 году ТРК “Витебск” готовила специальный фильм на эту тему (редактор Ирина Скоринова), который остался незавершенным, к сожалению. Какие ещё здесь возможности упущены?..
    Вот Вы написали: “.. А ведь такой туристический маршрут можно было бы разработать! Те же, у кого есть желание воочию увидеть места, вдохновившие нашего земляка на написание своих произведений – озеро Нещердо и окрестности, могут отправиться на Россонщину в любое удобное время.”
    На кого в таком деле конкретно можно опереться? Если местной власти не интересно. Подтвердите отсутствие коммерческой перспективы! Россонщина – край дачников и пенсионеров (печаль).

    Ответить