Три православных святых Витебщины будут славится в общецерковном масштабе

два полоцких епископа и князь Смоленский

Как пишет БелаПАН, комиссия по составлению месяцеслова детально исследовала святцы и установила, что многие широко почитаемые православные святые еще не прославлены в общецерковном масштабе. Среди трех десятков Божьих угодников шесть входят в Собор белорусских святых: полоцкий епископ святитель Мина, полоцкий епископ святитель Симеон, святой благоверный князь Ростислав (крещен как Михаил) Смоленский, реподобный Елисей Лавришевский, преподобный Мартин Туровский, святая праведная княгиня София Слуцкая.

svyatitel_mina

Святитель Мина, епископ Полоцкий. Источник: n-radost.by

Полоцким епископом, о котором имеется первое точное датированное летописное свидетельство, считается святитель Мина. Епископ этот с давних времен почитается Церковью. Однако подробного Жития святителя не сохранилось. Родился святой Мина, по некоторым предположениям, в самом Полоцке или его окрестностях. Здесь, вероятно, прошло его детство и началось духовное подвижничество. В 1105 году святитель Мина был возведен в сан епископа Полоцкого.

Епископ Мина способствовал своим подвижническим житием и служением распространению веры Христовой на белорусской земле: просвещался народ, возводились церкви и устраивались монастыри на Полотчине. Святитель пользовался высоким авторитетом среди народа, принимал деятельное участие в делах Полоцкого княжества и Киевской митрополии. Во время епископства Мины приняла монашеский постриг Ефросиния Полацкая. Святитель Мина прославляется Православной Церковью как один из первых архипастырей, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению христианства в Беларуси. Когда Мина был канонизирован и где почивают его останки (в Полоцке или Киеве), неизвестно.

Симеон

Святитель Симеон Полоцкий и Тверской. Источник: alchevskpravoslavniy.ru

Святитель Симеон — седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской. Симеон принадлежал к роду полоцких князей. В XIII веке, будучи полоцким епископом, основал за городскими стенами Никольский монастырь. Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх нашел сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Уже на закате жизни Симеон приложил много усилий для строительства Тверской каменной церкви во имя Спасителя на месте сгоревшего храма. Святитель, чувствуя, что не доживет до освящения нового собора, освятил в еще недостроенном соборе ппередвижной престол, чтобы молиться вместе с паствой до последнего. До окончания строительства церкви он не дожил. Его нетленные останки находятся под спудом в Тверском соборном храме.

смоленск

Валы той самой Смоленской крепости. Фото Евгении Москвиной

С именем князя Ростислава связано укрепление Смоленского княжества и Смоленской епархии в XII веке. Его усилиями был перестроен и расширен большой Успенский собор, построен Смоленский кремль и Спасский собор Смедыньского Борисоглебского монастыря. Согласно летописи, князь скончался от тяжелой болезни в 1167 году и был погребен в Киево-Феодоровском монастыре. Как известно, Ростислав был одним из горячих приверженцов деятельности Климента Смолятича, который, в свою очередь, стал вторым на Руси митрополитом славянского происхождения и всю свою жизнь связал с борьбой за церковную независимость от Византии.

Елисей Лавришеский был сыном второго великого князя литовского Треняты и занимал высокую должность при дворе Миндовга. Он основал под Новогрудком мужскую лавру, а через 25 лет был убит своим же молодым прислужником. Причисление Елисея Лавришевского к лику святых произошло благодаря явлению чуда: в начале XVI века татарское войско в страхе бежало из Новогрудчины из-за того, что во дворе Лавришевского монастыря, где хранились мощи основателя лавры, им привиделась конница. Мощи преподобного Елисея утеряны.

В начале XII века Мартин Туровский служил поваром в Борисоглебском монастыре при Туровском епископате. Уволенный в преклонном возрасте, он не захотел расставаться с монастырем и принял монашество. Мартин страдал от множества болезней, а потому призывал на помощь святых князей Бориса и Глеба. После чудесного исцеления Мартин Туровский прожил еще год.

София Слуцкая происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в Слуцке. КОна убедила своего мужа князя Несвижского Януша Радзивилла получить у короля польского грамоту, запрещавшую насильно принуждать православных верующих в ее владениях переходить в униатство. Умерла в 26 лет при родах. После революции 1917 года ее нетленные мощи были перевезены в Минск, сегодня они хранятся в Свято-Духовом кафедральном соборе столицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *