«Лобстер», «Дотык», квир и разрушение стереотипов нормативной сексуальности

Лобстер, Корженевский, Чердачок Секс

В Витебске возобновились встречи, организованные квир-проектом «DOTYK. Адукацыя і мастацтва», и продемонстрирован совсем необычный для белорусского зрителя, однако признанный в Европе, фильм «Лобстер».

Лобстер, Корженевский, Чердачок
Обсуждение фильма “Лобстер”. Фото Георгия Корженевского

Квир-тематика имеет отношение к ЛГБТ-сообществу, объединяющему «сексуальные меньшинства». Однако она также выходит за его пределы, охватывая всё, что не вписывается в рамки общепринятых на данном этапе развития общества норм и правил. Более того, квир (от англ. queer – иной) может вообще не относиться к сексуальности, обозначая интеллектуальные, субкультурные, спиритуалистические предпочтения, не вписывающиеся в контекст общеобязательной по умолчанию «нормы».

Лобстер, Чердачок, Корженевский
Выступление перед кинопоказом. Фото Георгия Корженевского

На первой встрече нынешнего года, состоявшейся в последний январский день в знаменитом Битлз-клубе «Чердачок», посетителям был продемонстрирован фильм Йоргоса Лантимоса и Эфтимиса Филиппоу «Лобстер» с Колином Фарреллом и Рэйчел Вайс в главных ролях. В этой медитативной кинокартине с мощным символическим содержанием показана обыденность репрессивного социума. Некоторые кинокритики и журналисты проводили смысловые параллели даже с Джорджем Оруэллом и его бессмертным романом «1984», хотя это и не вполне справедливо. Если антиутопия британского писателя демонстрирует реальность зверского, хотя и пропагандистски изощрённого тоталитаризма, то в «Лобстере», где общество вторгается в личную жизнь людей, обязывая их найти «вторую половинку», тоталитаризм пронизан ощущением всеобщей зыбкости существования, неопределённости и декаданса.

Фаррелл, Вайс, Лобстер, Корженевский
Колин Фаррелл и Рэйчел Вайс в фильме “Лобстер”. Источник: filmz.ru

Фильм говорит не просто о социальной репрессивности, но об энтропии всего пространства нынешней человеческой среды обитания. Несомненно, эта проблема связана с фактором деградации человеческого восприятия, его одномерностью, умножающейся у многих современных людей. С одной стороны, деградирует «цивилизованность», воплощённая в отношениях внутри отеля, где персонажи должны в обязательном порядке за установленный временной промежуток найти себе пару под страхом насильственного превращения в животных. Однако не в меньшей степени регрессивна и «дикость» в лесном массиве, являющая собой симулякр индивидуации и свободы.

Лобстер, Корженевский
У отеля. Кадр из фильма “Лобстер”. Источник: kino-nik.ru

Существуют фильмы, обращённые к обществу, или к так называемому «массовому зрителю», но есть кинокартины, которые говорят с конкретным человеком. Главный герой представляет собой проекцию, направленную из глубины кинематографического экрана на каждого из зрителей. Этот персонаж является знаком вопроса, актуализирующим обращение к истокам свободы и осознанности, находящимся во внутренней человеческой бездонности.

Лобстер, Фаррелл, Вайс, Корженевский
В лесу. Кадр из фильма “Лобстер”. Источник: wearemoviegeeks.com

Символический язык фильма мог и озадачить некоторых зрителей. Так, после окончания кинопоказа, когда началось его обсуждение, один из посетителей выразил пожелание, чтобы режиссёры использовали более привычные средства выражения, характерные для документального или реалистического кинематографа. Тем не менее, основной посыл «Лобстера» был ясен, и он заключался в изобличении издержек общеобязательной навязанной нормы как в отношении сексуальности, так и гендера (социального пола). Ничего, кроме прогрессирующей экзистенциальной деградации в случае каждого отдельного человека такая нормативность, имеющая репрессивную природу, принести не может.

Посетители, среди которых были и представители ЛГБТ-сообщества, и гетеросексуально ориентированные люди, с неподдельным интересом обсуждали фильм, завоевавший, между прочим, Приз жюри на прошлогоднем Каннском кинофестивале. Приведём некоторые их высказывания, выражающие социальную метафизику «Лобстера» в проекции квира:

Фильм с саркастической и гиперболизированной позиции показывает гетеронормативную структуру. Нет никаких иных вариантов существования, кроме тех, которые прописаны обществом.

Это взгляд со стороны на то, как люди живут в этом мире, в соответствии с тем, что им навязывают.

Фильм очень символичный. В нём показаны две крайние ситуации, с которыми можно согласиться или нет. И если ты не принимаешь ни одной, ни второй позиции, то становишься изгоем. Мы видим общество, в котором люди лишены права выбора.

Нас же всё время загоняют в одни и те же рамки. Нам нужно работать, учиться, выйти замуж, родить детей – это то, что нам навязывает общество. А иначе, если ты этого не делаешь – тогда тебя признают ненормальным.

Если человек делает то, чего он делать не желает, и даже думает, что это благо, такая ситуация всё равно ничем хорошим не закончится. Ни для него, ни для других людей.

Насилие, совершаемое над собой – гораздо более жестокое, чем то, которое совершает над человеком общество. И каждый из нас, когда он ищет себе пару, должен совершить над собой определённое насилие, чтобы переступить через себя в угоду другому человеку. Те рамки, которые мы несём в себе, оборачиваются гораздо большими проблемами, нежели ограничения, выстраиваемые обществом.

Чердачок, Корженевский
В Битлз-клубе “Чердачок”. Фото Георгия Корженевского

По окончанию общей беседы мы поговорили с координатором квир-проекта «DOTYK. Адукацыя і мастацтва» в Витебске Татьяной Быковой о столь насущных для современного человека вопросах выхода за пределы навязанных границ и условностей. И начали, конечно, с просмотренного фильма, который рекомендуем всем читателям «Витебского курьера»…

– Квир не есть ситуация концептуальной неопределённости, это вполне устойчивое состояние… В чём оно проявлялось у героя Колина Фаррелла?

Квир-тематика выражается здесь в стремлении выйти за рамки, которые навязывает общество, и которые считаются «нормой». Нормой может быть и утверждение необходимости иметь семью, и утверждение одиночества. И главный герой являлся квиром и в одном, и в другом случае. Он везде был чужаком: ему хорошо было одному в отеле, а в лесу нашёл себе пару. То есть по отношению к двум сообществам он был квирным персонажем.

Лобстер, Корженевский
Кадр из фильма “Лобстер”. Источник: womo.com.ua

– Каков основополагающий социальный и метафизический импульс квира?

Квир включает в себя всю ненормативность этого мира, всё, что может быть за пределами мужа, детей, работы, жизни по стандартам, по рейтингам, по вертикали… Для примера, белорусскоязычные люди в самой Беларуси также являются квиром. Ибо насколько часто мы слышим белорусскую речь?.. Это опять же, выходит за рамки привычного для нас понимания. Если женщина в 30-40 лет не хочет иметь детей и не хочет выходить замуж, это тоже считается квиром и чем-то «ненормальным».

Ряд подобных фактов дают нам возможность понять политику ненормативности. В нашем обществе мальчик обязательно должен выглядеть «как мальчик», одеваться «как мальчик», и вырасти «сильным мужчиной». Девочка тоже обязана делать ожидаемые от неё поступки. Однако есть люди, как с женской, так и с мужской стороны, не желающие следовать канонам, которые утверждает для них общество, и хотят вырваться за рамки. Должно быть то, что человек хочет для себя.

Проблематика квир не ограничивается только вопросами ЛГБТ. Люди с гетеросексуальной ориентацией, которые не хотят быть как все, тоже могут подойти под эту категорию.

Быкова, Корженевский
Татьяна Быкова. Фото: соцсети

– От каких причин зависят проблемы гендерной идентификации, с которыми сталкиваются современные люди?

Это зависит от семьи, в первую очередь, от воспитания, которое навязывает наша семья. Плюс общество, навязывающее ярлыки: ты должна выйти замуж, закончить учебное заведение, родить детей, а мальчик должен обязательно устроиться куда-то на работу, мужчина должен содержать семью и детей. И никогда не указывается, что человек должен оставлять время для себя, заниматься своими интересами. Человеку порой неоткуда почерпнуть информацию о проблемах, которые его беспокоят внутренне. А к ним относится и тот же гендер, и та же сексуальная ориентация. У нас очень давит общество, в Беларуси это пережитки Советского Союза, в котором были очень строго определены функции человека. На Западе, где есть давление христианской морали, люди всё же осознают себя, идут на митинги, собрания и борются за свою свободу. У нас же люди в большей степени подавлены, «абы ціха было», боятся «выпячиваться»…

Лобстер, Корженевский
Лесные жители. Кадр из фильма “Лобстер”. Источник: tfilm.me

– Расскажите об истории проекта «Дотык» в Беларуси вообще и в Витебске в частности…

Всё началось с прошедшего в Минске в феврале 2015 года кинофестиваля, который был организован для того, чтобы показать наличие жизни за гранью нормативности. Также проходили лекции, выставки, дискуссии, после чего появилась идея проводить этот фестиваль по регионам. Я предложила эту идею, были Гродно, Брест и Витебск. Фестиваль в Витебске проходил в сентябре. Теперь, после перерыва, мы вновь начали свою работу.

«Дотык» был организован как квир-кинофестиваль, как киноклуб, 19 января 2015 года. Мы получили официальную лицензию. Ныне это проект «DOTYK. Адукацыя і мастацтва». Здесь уже не только кинофестивали, но и проведение различных воркшопов по обмену опытом, у нас проходят выставки, лекции. Это уже в широком смысле образовательно-художественные мероприятия. Они осуществляются в течении всего года и включают не только кинофестиваль, проходящий один раз в год.

На примере нашего Витебска мы видим проблему «маленьких городов». В них люди не информированы и не видят, что может быть что-то «кроме». И здесь задача дать людям понять их возможности, что они могут намного больше. Для этого и проводятся данные мероприятия.

Дотык, Корженевский, квир
Участники проекта “DOTYK. Адукацыя і мастацтва”. Фото: соцсети

Каковы перспективы «Дотыка», его образовательная и социальная проекция?..

Через проведение всех перечисленных мероприятий – просвещение людей, донесение информации, что искусственные нормативные грани в определении пола и гендера имеют право преодолеваться. Следует показать, что человек – это не те ярлыки, которые навешиваются не него обществом, в нём есть своя личность, не зависящая от других. «Дотык» продолжает развиваться, и для него пишутся новые проекты. А далее мы планируем проведение мероприятий по регионам. Есть также идеи проводить в Витебске выставки по квир-тематике, литературные, музыкальные, поэтические вечера. Хочется, чтобы люди сами могли показать себя, что-то организовать, пообщаться на интересующие их темы.

Чердачок, квир, Корженевский
Диалог в “Чердачке”. Фото Георгия Корженевского.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Наталья

    Это разрушение не стереотипов, а нравственности.

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      Нет, это разрушение безнравственных псевдодуховных стереотипов религиозного фундаментализма.)) И безнравственных религиозных фантазмов.

      Ответить
    2. Таня Быкова

      а что, по-вашему, нравственность? Выходить замуж за того, кто будет пить-избивать супругу и детей. И выходить замуж лишь потому, что “так принято”. И рожать детей лишь из-за убеждения, что стакан воды в старости подать некому будет, и когда дети становятся смыслом ВАШЕЙ жизни и вы в этой жизни больше ничего не видите. Быть загнанными в рамки “работа-дом-муж-дети-носки-пеленки-борщи” и так по кругу и НИЧЕГО не делать для своего личного развития. Это ВАША нравственность? Страх одиночества и отсутствие внутренних сил и желания ЖИТЬ – вот ваша нравственность.

      Ответить
  2. Хемуль

    Разрушение ли?
    К счастью есть основания полагать, что мода последнего времени по демонстративному отказу от принципов и устоев -временная и неизбежно сменится новым витком возвращения к традиции. Как за очень свободным в личном плане 17-18 веками последовал 19й, викторианский с закруткой всех возможных гаек в части морали. А за кратким серебряным веком – межвоенка когда тоталитаризм и нетерпимость во всех сферах стали почтенной, общественно приемлемой идеей

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      Но конечно к традиции!..)) Только к традиции не в её ханжеском, а в универсальном понимании, без моралистических предрассудков, за которыми стоят страхи “геенны огненной”!.. То есть на совершенно новом витке развития цивилизации. Между прочим, и в викторианскую эпоху, как в самой Англии, так и во всей Европе, существовали люди и группы, свободные от плоского моралистического ханжества и патриархальной ограниченности. Только такого рода осознанность была доступна по причине ограниченного распространения культурного и естественнонаучного образования совсем немногим. Не говоря уже о советском тоталитаризме, где из людей делали идеологических психороботов. Для любого тоталитарного или клерикального государства стремление ограничить сексуальность до функции деторождения понятно: если возьмёшь под контроль интимную сферу жизни людей – значит будешь управлять их мыслями и поведением. Однако в современной цивилизации, которая становится всё более глобальной, уровень знаний распространяется вглубь и вширь, что не позволяет говорить о возможности какого-либо обратного прыжка “из среды в понедельник” и возвращения к ограниченности патриархальным ханжеским морализаторством. Побеждает всё-таки глобализация в главных областях человеческого существования – науке, экономике и культуре. Известные силы оказывают ей политическое сопротивление, но это ненадолго.

      Ответить
  3. Александр

    Хороший проект. Побольше б таких.

    Ответить
  4. Хемуль

    Современная цивилизация в плане глобализации мягко говоря не уникальна. По ряду вопросов мы не дотягиваем даже до начала 20 века (когда принципиально отсутствовали визовые препятствия например, радикально ниже таможенные барьеры), и уж тем более никто не мог помыслить о покушении на личные свободы аналогичные нынешним “мерам по борьбе с терроризмом” на том же самом западе. Даже простая перлюстрация писем вызывала ожесточённые нападки прессы и запросы в парламент, а иногда отставки министров, а сейчас индексация всей переписки почтовыми системами принимается уже как данность “ну мне же нечего скрывать”.
    Поэтому пусть наивные мечтатели и дальше верят в поступательное движение, что поделать, спираль развития слишком велика для их осознания вот и кажется прямой )))) А реалисты готовятся к новым тёмным векам, которые неизбежно следовали за многочисленными возрождениями.

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      Наивные мечтатели – это те, кто верит в безусловное выживание коррумпированных национальных элит. А хватает и тех подлецов и лицемеров, которые ради сохранения коррупции отца и мать родных продадут. Что касается индексации переписки, она благополучно существует и в России, не надо тут только на Запад валить. Наступят “тёмные века” или нет, это зависит от того, будет ли человечество эволюционировать. А утверждение позиций российского великодержавия, ИГИЛа, западных леваков – это, конечно же, путь к инволюции. И только слепой не видит, что процессы глобализации идут вовсю: и в политике, и в экономике, и в культуре, и отрицание этого фактора сродни первобытным заклинаниям. Конечно же, глобализация проходит не так легко и не такими темпами, как это казалось в 80-90-х годах ХХ века. Итак, возможность “тёмных веков” никогда нельзя отрицать, но каждый из нас всё-таки может способствовать общемировому прогрессу, который возможен только с глобализацией.

      Ответить
  5. Хемуль

    Эволюция это непрерывное чередование периодов личной свободы с зажиманием этой самой свободы. При этом общий технический уровень, как и сумма накопленных знаний росли. Классика- гитлеровская Германия давшая миру кроме всего ещё реактивную авиацию, ракетостроение и скоростные магистрали, или космос, вышедший из шараг.
    А сейчас глобальная цивилизация вплотную подходит к фазовому барьеру инфраструктурной переусложнённости и она совершенно не готова его перешагнуть. Из истории известно, что абсолютно все такие попытки пройти через смену технологических укладов не имея целостного образа будущего неизменно заканчивались катастрофой, и хорошо если это был откат в социогуманитарной сфере, а то например кризис антично-рабовладельческого способа хозяйствования вызвал катаклизм тёмных веков с распадом единого пространства европы и утратой массы знаний на столетия. Это при том, что у римлян были все технологии для скачка в полноценно индустриальное общество.
    На этом фоне озабоченность пидорасами выглядит спором о способе поклейки обоев в горящем со всех сторон здании.

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      А я думал, что эволюция обязательно предполагает развитие третьей сигнальной системы, то бишь нравственного чувства. Вот, святая простота!..))))))) Безнравственное развитие – это не эволюция, а усложнение внешних форм существования. Эволюция – это всё-таки комплексное явление, в котором гуманитарное развитие важнее бряцание оружием и “головокружений от успехов”.)) Вы же сейчас пишете как человек, отбросивший нравственность на свалку истории за ненадобностью.

      Перед глобальной цивилизацией стоят вызовы, разумеется, которые она может и не пройти. Так же как и античный мир не справился с тогдашними вызовами. Но фактор научного, технологического и гуманитарного развития в настоящее время не сравним с античностью. Да и самих всеобщих связей между экономиками, культурами, элитами. Так что есть надежды на успех. Да и лучше каждый на своём месте способствовать развитию этой глобальной цивилизации, а не фрякать, и то и злобно скрежетать зубами, как делают это многие, что ни черта у вас не получится…

      На последнее предложение отвечать не буду, не следует культивировать жлобство, хамство и бескультурие. Если сформулируете прилично, тогда можно будет что-то сказать и разъяснить по сути самой статьи…

      Ответить