Как работает пропаганда в Беларуси

Общество

или 14 способов манипуляции общественным мнением на доступных примерах и анекдотах

Фото: zn.ua
Фото: zn.ua

Пропаганда – это открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами. А цели эти могут быть далеко не самыми светлыми и чистыми, особенно в условиях нынешней информационной войны.

Медиаэксперт, руководитель мониторинговой группы ОО «БАЖ» Алесь Антипенко рассказал о 14 наиболее распространённых техниках пропаганды, которые позволяют манипулировать мнением людей. Портал Mediakritika.by дополнил слова специалиста наглядными примерами, которые позволяют убедиться: многие СМИ не гнушаются замарать ручки.

1. Искажение информации и подмена понятий

Пример. Передача Евгения Новикова «Права человека. Взгляд в мир», выпущенная телеканалом «Беларусь 24» в эфир 1 октября 2014 года, изобиловала искаженной информацией и являлась ярким примером антиукраинской пропаганды.

«Это цена той войны против собственного народа, которую лидеры Майдана развязали забыв про экономику», «Какое же название можно дать действиям Киева, после которых обнаружены уже десятки массовых захоронений мирных граждан, казненных Нацгвардией или Правым сектором (что одно и то же)? И казненных только за то, что они желали говорить на своей земле Донбаса, на Донбасе, на русском языке», – говорил ведущий этой передачи.

Украина в обиде не осталась и на два месяца прекратила трансляцию белорусского канала. «Беларусь 24» вновь заработал у соседей только после того, как провокационная передача была снята из эфира.

2. Подкрепление

Этот прием предполагает обращение к авторитетам, религии, истории и другим источникам для того, чтобы подкрепить пропагандистский посыл. Для этого же используется ссылки на несуществующие зарубежные издания и сайты, высказывания, использование итогов «социологических опросов», проведённых известными британскими учёными, а также интернет-опросы зрителей с заранее известными результатами.

Пример. «Наша Ніва» опубликовала репортаж с записи ток-шоу «Дело принципа» телеканала ОНТ (особенность этого проекта заключается в том, что зрители, сидящие в зале, могут высказывать свое мнение с помощью пульта). Корреспондент, побывавший за кулисами этой телепередачи, отметил:

Во время записи 99% тех зрителей, чьи руки я видел, к пультам не прикасались. Тем временем, их мнение на экране изменялось в едином патриотическом ритме.

3. Представление событий в чёрно-белом свете

Пример-анекдот.

Выпуск новостей. Диктор зачитывает: «В США убивают негров, в Амстердаме устраивают гей-парады, в Японии землятресения, в Украине проходит марш бандерофашистов… А в Беларуси хорошая погода».

4. Избирательная подача информации

Хорошим примером умалчивания «ненужных» фактов является статья американского сайта examiner.com «ТОП-10 примеров российской лжи о сбитом Боинге», посвященной, как уже понятно из названия, истории о сбитом 17 июля 2014 года над ДНР Боинге 777. В сети можно найти множество переводов этого материала с соответствующими ссылками, который позволяет наглядно увидеть, как умалчиваются даже те факты, которые ранее были опубликованы в СМИ.

5. Отвлечение и переключение внимания с реальных и актуальных проблем на неважные и неактуальные

Пример. В мае 2011 года жителей Беларуси волновали две проблемы – грянувший валютный кризис и некая таинственная «чупакабра», которая появилась в стране. О страшилке также говорили и до, и после экономической беды. Этот случай породил на свет шутку: «Каждый раз, когда в Беларуси неуправляемо растет доллар, появляется чупакабра».

6. Дискредитация и «опускание» оппонентов

Пример данной техники пропаганды наиболее ярко воплощен в выпуске программы «Права человека. Взгляд в мир» под названием «Американские дети едят крыс на ужин?» Здесь и драматизация (один тон повествования и музыкальное сопровождение чего стоят), и обращение к ложному авторитету (документ Word выдаётся за реально существующую веб-страницу), и абсурдизация, и дискредитация…

7. Использование предрассудков и стереотипов, примитивизация ситуаций

Пример. Российская пропаганда активно поддерживает стереотип «украинцы = фашисты», и наиболее ярко это демонстрируется в программах небезызвестного телеведущего Киселева, который уже стал интернет-мемом, а его фраза «Совпадение? Не думаю!» – крылатым выражением. Посмотрите этот выпуск передачи на телеканале «Россия 1», являющий собой прекрасный образец примитивизации и абсурдизации фактов.

8. Использование штампов, языка ненависти, вешание ярлыков

Пример. Анализ фильма «Плошча. Железом по стеклу», который вышел в свет после событий 19 декабря 2010 года, демонстрирует явные «лексические скачки» в отношении участников событий тех дней.

БТ называет несогласных со своей идеологией «боевиками», «туристами»; митинг 19 декабря – «бунтом», «погромом»; подготовку к митингу представляет как подготовку к теракту. Те, кто находятся под следствием или проходили его, называются по фамилиям (Рымашевский – националист, Статкевич – бывалый политик и др.); остальных, причастных к теракту, – абстрактными экспрессивными ярлыками; отношения между политиками репрезентируются как распри. Оппозиционная альтернатива представляется как перспектива насилия, погромов и крови. ОМОНовские подразделения именуются милицией, стоящей на охране правопорядка.

9. Использование интриги и драматизация с целью заангажировать зрителя на сторону тех, в чьих интересах ведется пропаганда

Пример. Вот так драматизируется факт инаугурации А. Лукашенко Хартией’97: «Фотофакт: Минчане проигнорировали «инаугурацию» диктатора».

Скриншот от redactor.in.ua
Скриншот от redactor.in.ua

Читатель все же видит на скриншоте с прямой трансляции людей, стоящих на улице. Драматизация – то, что написано в заголовке и сразу под ним.

10. Нагнетание ситуации

Одним из наиболее распространенных вариантов нагнетания ситуации является культивирование образа врага и его демонизация.

Пример. Перед президентскими выборами 2006 года в белорусских государственных СМИ рассказывали о том, как оппозиция якобы создала в Вилейском и Крупском районах несколько военизированных лагерей по подготовке боевиков. Доходило до того, что рассекречивались оппозиционные планы по взрыву в четырех школах в Минске и отравлению водопровода с помощью дохлой крысы. Более подробно по этой теме можно прочитать здесь в разделе «Чем запомнился Сухоренко?»

11. Стремление сделать ряд пропагандистских посылов объектами веры или подсознательных эмоциональных реакций

Проще говоря, это блокировка способности критического отношения как к самим событиям, так и к медийным продуктам.

Например, советские люди, как и многие сегодняшние беларусы, были уверены, что в газете не могли написать неправду.

12. Культивирование позитивного образа того, в чьих интересах ведётся пропаганда

Пример – заголовок газеты «СБ. Беларусь сегодня»

Фото: nn.by
Фото: nn.by

Начинается статья со слов:

Вчера вечером минчане получили СМС от горисполкома с просьбой убрать снег у машин и во дворе. Но еще накануне работа у многих домов кипела. Люди вышли по собственной инициативе. Да, они знают: государство без помощи не оставит.

13. Создание в информационной сфере доминантного положения тем медиаисточникам, которые осуществляют пропаганду

Кроме монополизации СМИ, сюда же можно добавить самоцензуру журналистов.

Пример. В оригинальном материале Washington Post идет речь о влиянии на журналистику мексиканских наркокартелей.

Вы можете или поддаться, или умереть, а умирать никто не хочет. Поэтому мы защищаемся с помощью самоцензуры, – признается редактор мексиканской газеты El Mañana.

14. Маргинализация альтернативных СМИ через ограничение их распространения, подписки, экономическую дискриминацию, преследование независимых журналистов и ограничение доступа к информации

Хорошим примером может послужить независимая «Газета Слонимская», с которой с 2006 года государственные организации «Белпочта» и «Белсоюзпечать» отказываются заключать договоры на распространение, обосновывая, это «нецелесообразностью». Портал Mediakritika.by представил репортажи о том, как газета все же доходит до читателя.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Kondrat Sahalyar

    А с какой целью “Витебский курьер” так подробно изучает методику
    манипуляций общественным мнением? Тоже хотите в этом поучаствовать? Тогда примеры подобраны неудачно. Особенно в отношении БТ. Тамошние пропагандисты стажировались, как известно,
    у господина Парфёнова на НТВ, и сляпанные ими “сенсации”, как и
    парфёновские опусы, шиты белыми нитками. Лучше съездить на учёбу
    на Би-Би-Си или “Радио Свобода”. Там заветы Геббельса чтут свято,
    и пропаганда работает на высшем уровне.

    Ответить
  2. Если Вы внимательно прочитали публикацию (а если нет, то прочитайте еще раз, то методику пропаганды изучает не “Курьер”. Насчет участия в манипуляциях общественным мнением скажу Вам очень просто: задача публицистического стиля как раз влиять на мнение социума, что и есть, как ни крути, манипуляция прямая или непрямая, это уже другой вопрос. Насчет обучения на Би-Би-Си или “Радио Свобода”, думаю, вы просто к слово сказали. Удовлетворит ли вас обучение некоторых наших журналистов у представителя “Таймс”?

    Ответить
  3. Kondrat Sahalyar

    Разве журналисты “ВК” не состоят в БАЖ, к которой относится упомянутая в публикации мониторинговая группа? И вообще, коль уж
    речь в ней зашла об информационной войне, то на войне никак нельзя
    без разведки – той самой мониторинговой группы, и без пропаганды –
    её главного оружия. Вопрос в том, что влиять на общественное мнение
    можно по-разному: просто подбирая определённым образом факты,
    либо намеренно искажая их. Я очень надеюсь, что “Витебский курьер”
    останется приверженцем первого варианта.

    Ответить
    1. Естественно, состоят в БАЖ. Если вы читаете Курьер, то есть публикации о награждении нашего издания этой суполкой. Речь о информационной войне и не заходила, по крайней мере, с моей стороны. Есть соцсети и есть СМИ. Это несколько разные вещи. В нашей стране действует закон о СМИ, искажение фактов влечет ответственность перед законом.теперпь это уже даже в некотрой степени касается и соцсетей, и рекламы. Так что насчет приверженцев… надо быть по-дурному смелым, особенно в наших условиях, чтобы намеренно искажать или подбирать факты.

      Ответить