Азат Торосян: «Хочу сделать городу подарок»

Культура

Какой сюрприз Витебску готовит автор скульптурной группы на площади Победы, фонтана «Слияние трех рек» и «Встречи» на железнодорожном вокзале

Как мы недавно писали, летом, в рамках празднования Дня города, в Витебске планируется установка мемориальной доски Ивану Христофоровичу Баграмяну – человеку, который внес существенный вклад в освобождение Витебщины и Витебска в частности. Автор и инициатор этого проекта – известный витебский скульптор Азат Торосян, с которым мы говорим сегодня не только о памятнике Баграмяну, но и о других его работах.

человек
Азат Никогосович Торосян

«Хочу сделать городу подарок»

Идея создания мемориальной доски Баграмяну возникла у Азата Никогосовича Торосяна уже давно. Тем более, что в городе появилась улица, названная в честь этого маршала, дважды Героя Советского союза, памятники которому уже установлены в Городке и Полоцке. Кстати, создавал их также Азат Никогосович. Обелиск в Полоцке был торжественно открыт этим летом, а деньги на его изготовление собирали всей армянской общиной города.

Решив сделать родному Витебску подарок, Азат Никогосович, используя личные связи, нашел тех, кто согласился пожертвовать нужные суммы для увековечивания памяти знаменитого полководца.

Проект памятника Азат Торосян утвердил на местном экспертном художественном совете, а мэр города одобрил место размещения мемориальной  доски – на первом доме по улице Баграмяна.

улица
Улица Баграмяна в Витебске

Торжественное открытие памятника было решено приурочить ко Дню города.

Памятник в пластилине в натуральную величину (1.80 на 90 сантиметров) уже готов. Его Азат Никогосович делал в течение полугода, любовно разглаживая пальцами каждый штрих.

человек
Вот так выглядит мемориальная доска Баграмяну в пластилине

Но работа еще не закончена – скульптору предстоит отлить памятник и обработать его, подкорректировать текст и добавить фамилии спонсоров: председателя совета директоров ПО “Энергокомплект” С.И. Подгайского, директора ОАО “Веста”  Р.К. Вениаминова, директора ОДО “Солярис” В.О. Иваняна и предпринимателя М.В. Лина. Пока же мемориальная доска ждет своего часа в мастерской А.Н. Торосяна, в которой художник проводит почти все свое время.

В мастерскую как на работу

Азат Никогосович приезжает в свою мастерскую на улице Правды ежедневно, даже в выходные дни, в 8-9 часов утра и уезжает домой только вечером.

Неприметная дверь сбоку здания - вход в мастерскую художника.
Неприметная дверь сбоку здания – вход в мастерскую художника

Здесь у него есть все необходимое для того, чтобы не отвлекаться от работы: санитарная комната, кухня, запасы продуктов… Азат Торосян занимает эту мастерскую уже не один десяток лет, именно здесь разрабатывались многие его проекты и создавались скульптурные и художественные шедевры. Ведь помимо скульптур, барельефов, бюстов и мемориальных досок, Азат Никогосович еще  рисует художественные витражи и картины для костелов области и республики.

Вот такие витражи рисует А.Н. Торосян.
Вот такие картины рисует Азат Никогосович Торосян

Ереван – начало всех начал

С чего все начиналось? Пожалуй, с Ереванского дома пионеров. Там будущий художник увлекся скульптурой и к удивлению родных поступил на скульптурный факультет Ереванского государственного художественного училища имени П. Терлемезяна, а затем – на скульптурный факультет  Ереванского государственного художественно-театрального института. На третьем курсе ушел из института и поехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), где его зачислили на второй курс Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной.

После окончания вуза Азат Торосян оказался перед сложным выбором: куда поехать работать. На адрес высшего училища пришло восемь заявок, а выпускников было всего двое. Ему посоветовали выбрать Витебск, мол, здесь работы много, а скульпторов нет, всегда при деле будешь. А где этот Витебск находится, выпускник даже не знал.

Витебск – вторая Родина

Первое знакомство с Витебском у Азата Никогосовича состоялось летом 1969 года. Город ему понравился: небольшой, активно застраивающийся, спокойный. Но, приехав сюда с вещами и направлением 30 декабря, испугался: как можно жить там, где так холодно? А потом привык.

Работы было действительно много, – рассказывает Азат Никогосович. – Я даже все не успевал, ведь на весь город и всю область было всего два скульптора».

портрет
Мастерскую скульптора украшает его портрет, написанный витебским художником И.Ю. Боровским (1921-1991)

По 20 бюстов Ленина в год

Чаще всего мне приходилось делать бюсты Ленина, – продолжает рассказ Азат Никогосович. – Каждому колхозу области нужно было не менее трех-пяти штук. Вот и лепил я по 20 Ленинов в год: бюстов, барельефов, скульптур… А ведь каждую работу нужно было еще утвердить на республиканском экспертном художественном совете и переделать, если не понравились губы, нос, уши… С вождем мирового пролетариата требовали полного сходства… Правда, спустя несколько лет я уже лепил Ленинов буквально с закрытыми глазами.

В городе куда ни глянь – всюду Торосян

Азат Никогосович посвятил нашему городу более 45 лет жизни, его работы можно встретить чуть ли не на всех улицах Витебска.

Скульптурные группы на площади Победы, скульптурная композиция «Слияние трех рек», памятник «Встреча» на железнодорожном вокзале, фонтан возле медицинского университета, памятный знак сотрудникам милиции, погибшим при исполнении своих служебных обязанностей возле здания УВД, огромное количество бюстов, скульптурных портретов, мемориальных досок….

памятник
Памятный знак возле здания УВД (скульптор А.Н. Торосян). Фото evitebsk.by
скульптура
“Слияние трех рек”
SAM_0921
Бюст Героя Советского Союза Ф. Блохина. Фото Ольга Витебская

Я люблю каждую свою работу,  – признается А.Н. Торосян. – Но, пожалуй, больше всего сжимается сердце, когда прохожу возле скульптур на площади Победы, ведь я отдал им больше десяти лет своей жизни».

памятник
Одна из работ А.Н. Торосяна на площади Победы

Когда молодому скульптуру в 70-х годах предложили создать скульптуру на тему войны, он с энтузиазмом принялся за работу. Идея скульптурной группы пришла практически мгновенно, а вот утверждать эскиз и рабочую модель  в монументальном экспертном совете в Минске пришлось целых два года.  Лепил скульптуру Азат Никогосович также в Минске, в скульптурном цехе, где созданы все условия для работы. На лепку каждой фигуры уходило не меньше трех месяцев, высота ее – 3,6 метра, а таких фигур в композиции – 27.

памятник
Более десяти лет А.Н. Торосян работал над скульптурной группой

«Иногда прохожу мимо этой скульптурной группы и думаю: неужели это моя работа? А смог ли бы сейчас такую сделать? И признаюсь сам себе: если бы предложили – с удовольствием. Главное – чтоб здоровье было», – говорит А.Н. Торосян.

А здоровье, к сожалению, немного подводит. Напоминает о себе перелом шейки бедра, полученный в молодости во время лепки фонтана «Слияние трех рек». Тогда Азат Никогосович неудачно упал со станка. Ногу трижды оперировали, практически два года он провел в лежачем состоянии…

скульптура
Скульптура “Муза” возле Комбината художественных изделий (скульптор А.Н. Торосян). Фото evitebsk.by

«Уехать из Витебска не хотелось никогда»

Как бы тяжело вначале А.Н. Торосяну ни было в незнакомом городе, вернуться в Ереван ему не хотелось никогда. Хотя родные активно уговаривали, Азат Никогосович же просто предпочел как можно чаще ездить к ним в гости. На первых порах – это было раз в месяц. Сейчас – гораздо реже, уж очень билеты дорогие. Чтобы позволить себе такие поездки и ежемесячно оплачивать аренду мастерской, нужно постоянно работать. Правда, заказов в  последнее время немного.

скульптура
Одна из последних работ А.Н. Торосяна – бронзовая скульптура “Встреча”. Фото www.b2b.by

Можно было бы, конечно, подработать, изготавливая скульптурные памятники для кладбища. С такими просьбами к скульптору не один десяток раз обращались как власти города, так и частные лица, обещая весьма солидное вознаграждение за работу. Но Азат Никогосович этим принципиально не занимается, считая, что нельзя зарабатывать деньги на чужом горе.

Цену такого горя А.Н. Торосян знает лично: одиннадцать лет назад скоропостижно умерла его жена. Они прожили вместе 20 лет, у них родились трое детей: сын и две дочки, которые сегодня живут вместе с отцом. Азат Никогосович признается, что мечтает о внуках, о большой  семье, но дети почему-то не спешат порадовать отца…

Жизнь – это движение

Сегодня А.Н. Торосян ведет активный образ жизни, старается не пропускать ни одной выставки, каждый год на «Славянском базаре» гуляет по городу мастеров, общается со скульпторами и художниками Витебска.

«Движение – это жизнь,  – подытоживает Азат Никогосович.  – Кто постоянно чем-то занят, чем-то интересуется, тот живет. Нужно научиться радоваться каждому дню. Вот проснулся ты утром сегодня – это и есть счастье».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Kondrat Sahalyar

    По моему мнению, появление 30 лет назад на площади Победы
    скульптурных групп разрушило строгий и лаконичный стиль этой
    площади и противоречит идеям архитектора Ю.Шпита, которые
    он закладывал в этот архитектурный ансамбль. Слишком тяжеловесно
    всё это смотрится на фоне главного монумента. Но сами скульптуры
    мне очень нравятся, как и большинство работ Торосяна – только не
    надо жаловаться, что мало заказов – монополии одного художника
    в оформлении Витебска быть не должно.

    Ответить
    1. Мне кажется, что дело не в том, что Азат Никогосович хочет быть монополистом в области оформления Витебска. Просто этот человек не представляет себя без работы.
      P.S. Мне больше всего нравится его бронзовая скульптура на вокзале. Хотя я, безусловно, восхищаюсь тем, какая работа была проделана над скульптурной композицией на площади Победы.

      Ответить
  2. Поликлет

    1) К слову сказать, “Встречу” на вокзале лепил всё же Гвоздиков. Торосяну принадлежит идея, все “договоренности” с руководством БЖД и т.д. Это такой стандартный вариант памятника на многих станциях и полустанках – Торосян предложил нашим железнодорожным чинушам сделать подобное, бабло выбил. А лепил Гвоздиков. Это легко доказуемо в любом суде ;)) У меня есть фотография эскиза, который предложил Торосян: остолбеневшие фигурки, вертикально смотрящие в одну точку, без какого-либо движения. Но фамилия Торосяна, естественно, стоит первой на табличке)) За бутылку коньяка (не армянского! ;)) могу предоставить автору статьи фотографию эскиза. А эскиз Гвоздикова – в его мастерской: та, что так нравится автору. Макет “Встречи” в мастерской Торосяна есть? Нет! Вот то-то!

    2) На Площади Победы Торосяну принадлежит ТОЛЬКО левая скульптурная группа, да и то в соавторстве. Правую лепили минские скульпторы. Это нарушение авторских прав.

    3) Похвально желание армянина втюкать такой же памятник Баграмяну, какой он сделал в Полоцке. Это по-армянски )) Зачем делать другой макет, если можно сделать ещё одну отливку с имеющегося? ;))

    Ответить