Удивительная находка чуть не пошла на дрова как мусор, к счастью, ее удалось вовремя спасти.
Чтобы разобрать в этом вопросе необходима дендрохронологическая экспертиза.
“Судить о находке пока рано. То, что это байдак, мы решили на основе каркаса. Но назвать точно тип судна можно будет только после экспертизы. Для определения возраста корабля я взял один из шпангоутов (деталь наружной обшивки. – Ред.). Также нужно проводить исследования под водой” – отметил Андрей Лихачев, руководитель дайвинг-центра, который и будет координировать специализированную группу подводных археологов – совместный проект с Институтом истории НАН. также посетивший место находки.
Длина той части корабля, что была отправлена на экспертизу составила 1,5 метра.
“Ситуация с подводным историческим наследием Беларуси очень сложная. Фактически это белое пятно истории. Все знают, что здесь проходил путь из варяг в греки, другие водные магистрали. А вот на чем конкретно плавали и кто – непонятно. Поэтому к таким находкам, как борисовский байдак, следует относиться очень бережно. Возле этого байдака под водой лежит еще один, к счастью, пока нетронутый. У нас есть возможность изучить его в том виде, в котором оставила история” – высказал свое мнение руководитель дайвинг-центра.
Дальнейшая судьба старинного байдака остается неясной, чтобы законсервировать деревянную конструкцию, нужны деньги. Если финансирование не поступит своевременно, судно ожидает медленная гибель на берегу реки, оно ссохнется и начнет рассыпаться, как обычная гнилая древесина.
Положительный пример сохранения старых судов есть в Украине: так вынесенный паводком байдак переместили в Национальный заповедник «Хортица» и консервируют. Деньги в этом случае поступили издалека: запорожские гидроархеологи смогли выиграть грант посольства США в Украине.
Ремонт байдака и дюбель-шлюпки обошлись для наших соседей в 70 тысяч долларов. О сумме для восстановления белорусской находки пока что сложно делать предположения.
Дамагу. Лёха
Дапамагу закансерваваць танна. Лёха