Старинный корабль на берегу Березины

История

Удивительная находка чуть не пошла на дрова как мусор, к счастью, ее удалось вовремя спасти.

Беларусь продолжает удивлять нас уникальными находками: после обнаружения танка Клим Ворошилов в глубине сенненских болот было сделано еще одно открытие – вот уже 30 лет на берегу Березины лежали обломки старинного корабля. Возраст уникальной находки насчитывает около двух веков. Бревна из реки уже не раз пытались вытащить, пишет “Комсомольская правда”, но они настолько вросли в берег, что таким образом удалось лишь отломать половину из них.
Фото kp.by
Фото kp.by
Находка избежала печальной судьбы, хотя и была близка к гибели, когда ее чуть было не приняли за мусор. К счастью, местные СМИ успели привлечь внимание краеведов и ученых до того, как судно распилили на дрова.
Лодка, найденная на берегу реки, построена без единого гвоздя. Схожие по строению суда называли байдаками, они курсировали между Беларусью и Украиной до конца XIX века. Борисовские краеведы утверждают, что в 1832 году на том же месте, на старой пристани, затонул один из байдаков с грузом. Есть вероятность, что к судам такого типа относится и нынешняя находка.
Если подобные сведения подтвердятся, то возраст лодки может насчитывать около 200 лет. 

Чтобы разобрать в этом вопросе необходима дендрохронологическая экспертиза.

“Судить о находке пока рано. То, что это байдак, мы решили на основе каркаса. Но назвать точно тип судна можно будет только после экспертизы. Для определения возраста корабля я взял один из шпангоутов (деталь наружной обшивки. – Ред.). Также нужно проводить исследования под водой” – отметил Андрей Лихачев, руководитель дайвинг-центра, который и будет координировать специализированную группу подводных археологов – совместный проект с Институтом истории НАН. также посетивший место находки.

Современная копия старинного байдака. Фото hopak.kiev.ua
Современная копия старинного байдака. Фото hopak.kiev.ua

Длина той части корабля, что была отправлена на экспертизу составила 1,5 метра.

Фото kp.by
Фото kp.by

“Ситуация с подводным историческим наследием Беларуси очень сложная. Фактически это белое пятно истории. Все знают, что здесь проходил путь из варяг в греки, другие водные магистрали. А вот на чем конкретно плавали и кто – непонятно. Поэтому к таким находкам, как борисовский байдак, следует относиться очень бережно. Возле этого байдака под водой лежит еще один, к счастью, пока нетронутый. У нас есть возможность изучить его в том виде, в котором оставила история” – высказал свое мнение руководитель дайвинг-центра.

Дальнейшая судьба старинного байдака остается неясной, чтобы законсервировать деревянную конструкцию, нужны деньги. Если финансирование не поступит своевременно, судно ожидает медленная гибель на берегу реки, оно ссохнется и начнет рассыпаться, как обычная гнилая древесина.

Положительный пример сохранения старых судов есть в Украине: так вынесенный паводком байдак переместили в Национальный заповедник «Хортица» и консервируют. Деньги в этом случае поступили издалека: запорожские гидроархеологи смогли выиграть грант посольства США в Украине.

Байдак из Национального заповедника «Хортица». Фото kp.ua
Байдак из Национального заповедника «Хортица». Фото kp.ua

Ремонт байдака и дюбель-шлюпки обошлись для наших соседей в 70 тысяч долларов. О сумме для восстановления белорусской находки пока что сложно делать предположения.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Лёха

    Дамагу. Лёха

    Ответить
  2. Лёха

    Дапамагу закансерваваць танна. Лёха

    Ответить