Когда в нашем городе появились первые машины «с рожками» и где были их начальные маршруты
Троллейбусное движение в Витебске было открыто 1 сентября 1978 года. В этот день в 11 часов 36 минут по улицам Витебска проехал в первый троллейбус «001». Почетное право открыть первую очередь троллейбусной линии предоставили председателю облисполкома Шебеко И.А. Первые пассажиры маршрута были работники организаций, принимавших участие в строительстве троллейбусного депо и учащиеся 3 «Д» класса 31-й средней школы.
Маршрут в те годы проходил по улицам Терешковой, Правды и Хмельницкого. Его длина была всего 8,4 километра. Расстояние от троллейбусного депо до площади Победы троллейбус проходил всего за десять минут.
Но уже в 1979 году первый маршрут был продлен еще на 4,4 км. Новый участок соединил площадь Победы с железнодорожным вокзалом, улицы Калинина и Кирова, а затем шел по улицам Ленина, Замковой и Кирова.
В 1980 году был сдан в эксплуатацию еще один участок маршрута – от троллейбусного депо до конца проспекта Фрунзе. Теперь протяженность первого маршрута составила 16,4 километра.
13 октября 1980 года состоялся пуск четвертой очереди витебского троллейбуса. Новый маршрут №2 соединил железнодорожный вокзал с площадью Ленина по проспекту Кирова, улице Замковой и Ленина. Его протяженность составила 5 км.
5 ноября 1983 года по улицам Витебска пошли троллейбусы, на которых стояла цифра «3». Новый маршрут соединил конец проспекта Фрунзе с железнодорожным вокзалом. Его протяженность составила 10,4 км.
Через 3 года в Витебске появились и троллейбусы под номером «4». Сначала в ноябре 1986 года был введен в строй участок от троллейбусного депо до Смоленского рынка, а год спустя – участок от депо был продлен до железнодорожного вокзала и проходил по ул. Терешковой, ул. П. Бровки, по проспекту Строителей, Черняховского, по улице Ленина, Замковой и Кирова. Общая протяженность четвертого маршрута составила – 28,4 км.
Начало июля 1992 года ознаменовалось появлением маршрута № 5. Он начинался с железнодорожного вокзала, проходил по ул. Кирова, Замковой, проспекту Фрунзе и улице Лазо.
С середины марта 1995 года в Витебске появился еще один маршрут – № 6. Он соединил железнодорожный вокзал с концом проспекта Фрунзе через улицы Кирова, Замковую, Ленина, проспекты Черняховского, Строителей, улицы П. Бровки и Терешковой.
Седьмой маршрут появился только спустя 9 лет, в 2004 году во время ремонта Кировского моста. Но после того как ремонт был закончен, маршрут упразднили и вернули его только в 2010 году.
В 2005 году был открыт и восьмой маршрут, который получился своеобразной смесью первого и второго маршрута. Он проходит по улицам Лазо, Фрунзе, Терешковой, Правды, Богдана Хмельницкого, Ленина. Его протяженность – 23,3 километра.
В 2013 году в нашем городе появились сразу 2 маршрута – «9» и «10». Девятый маршрут идет через проспекты Строителей, Черняховского и улицу Ленина. Десятый через ул.Терешковой, пр.Фрунзе и ул.Кирова. В отличии от уже имеющихся маршрутов, эти два захватывают новый микрорайон «Медцентр».
Кстати, троллейбусы – это один из очень окупаемых видов общественного транспорта в Витебске. Подробнее об этом здесь.
Первоначально троллейбусы должны были появиться в Витебске в
1966 году. В связи с чем же произошла такая задержка? С тем, вероятно, что в перспективе они должны были полностью вытеснить
с улиц советских городов трамваи. Город Витебск с его богатой традицией трамвайного сообщения допустить этого не мог. Первыми
противниками троллейбуса были супруги Даниловы, руководившие
архитектурным процессом в 60-е и 70-е годы. Анна Юрьевна прямо говорила, что “троллейбус – это большой сарай, который и сам постоянно запинается на перекрёстках, и другим мешает”. Она была
права, лишь к 1978 году, когда появились надёжные механизмы, удерживавшие токосьёмники на проводах, троллейбусу в Витебске
было дано “добро”. При этом улицы Чкалова и Терешковой всё равно
проектировались “под трамвай”. Зато теперь есть возможность увеличить на них количество полос.
Спасибо за интересный экскурс в историю!
Кондрат, Вас надо к нам в корреспонденты. Не желаете?
Спасибо за предложение, но не желаю. Корреспондент связан с редакцией различными обязательствами, а
стороннего комментатора ограничивает в мыслях и словах
лишь этика и его собственная совесть. Я вот стараюсь при
освещении исторических событий избегать цитат из энциклопедий, ставить акценты не на фактах, а на людях.
А корреспондентов в “ВК” и так много, и без меня все молодцы!
Спасибо, очень приятно за добрые слова в наш адрес. Есть еще блоги, где можно вести свою рубрику и свободно высказывать свои мысли))
С номером 4 было как-то по-другому. Потому что долгое время – года три – он ходил от вокзала на Юга, и у него была конечная там, где сейчас проспект Победы между Ледовым дворцом и “Мегой”. И к 7 ноября года 89го троллейбус пустили дальше в сторону Телезавода.
Никогда такого не было – наоборот, троллейбус 4 ходил от современной “Меги” на Бровки, Терешковой, Фрунзе.
Хоть и малой еще был,но помню хорошо тот день,когда пустили “трэлик”,как его тогда мы называли.Менялись прокомпостированными билетиками и ездили кататься.Конечная тогда была на Панковой,разворачивался и ехал снова на Правду.
В ожидании троллейбуса смотрели на провода-трясутся или нет.Если тряслись-значит уже подъезжает)))
http://villamosok.hu/troli/ziu9/808-70.jpg – по некоторым свидетельствам, вероятно так выглядел троллейбус с бортномером 001.