Топ-10 новостей коласовского театра

История

3 ноября исполнилась очередная годовщина со дня рождения Якуба Коласа, которая призывает вспомнить те радостные, печальные, а то и анекдотические события, происходившие в коласовском театре, связанные с совсем недавним прошлым.

НАДТ имени Якуба Коласа. Фото: http://wikimapia.org/
НАДТ имени Якуба Коласа. Фото: http://wikimapia.org/

Конечно же, «фактор Анисенко» в НАДТ имени Якуба Коласа скучать никому не даёт, и прежде всего самим труженикам театрального коллектива. Надо отдать должное Валерию Даниловичу, он действительно внутренне богаче и интереснее многих наших коллег-журналистов. В то время, когда он предоставлял массу поводов, мало кто оценил в прессе по достоинству его кипучую деятельность на поприще художественного руководителя, а ещё ранее – директора. Теперь можно с уверенностью сказать, что деятельность Валерия Анисенко является определённой эпохой в истории коласовского театра, которую будут оценивать по-разному и куда более гласно в особенности после его ухода. Хотя и со скандальными действиями и премьерами художественного руководителя, НАДТ имени Якуба Коласа всё ещё жив, и мы уверены, переживёт всех. Это вселяет надежды…

В данной статье мы проследим наиболее, на наш взгляд, значимые события коласовского театра за последний сезон и начало нынешнего, и эти события весьма разные. Большинство из них идут «под знаком» Валерия Анисенко, никуда от этого не денешься… Были успехи и провалы, тревожные факторы, и, напротив, эпизоды, вселяющие надежды. Такова уж природа театра, который отражает состояние современного общества, и примеров тому в мировой истории несть числа. Чтобы читателю было удобно, мы пойдём по хронологическому порядку, начиная с пресс-конференции, приуроченной к началу прошлого театрального сезона.

1.На пресс-конференции, состоявшейся 16 сентября 2014 года, Валерий Анисенко, ещё объединяя в своём лице должности директора и художественного руководителя, рассказывал о грандиозных и далекоидущих театральных планах, многие из которых уже тогда казались фантастическими. Конечно же, желаемых средств на фоне усугубляющегося кризиса не могло быть в бюджете театра, города, да и у предполагаемых спонсоров. Уже тогда Валерий Анисенко обрушился на власти города и области с резкой критикой, которая казалась проявлением личной смелости:

Гэта пытаннне, якое балiць. У тэатры вельмi складанае становiшча. Калi франтонна прыадкрыть i паглядець, якi ўзроставы састаў трупы, у нас катастрафiчнае становiшча. Сёння павiнен быць прыток моладзi, якая скончыла Акадэмiю мастацтваў. Трэба запрашаць таксама некалькi акцёраў сярэдняга пакалення, якое самае красавiтае i цягне рэпертуар. На жаль, горад не дапамагае нiяк. Нам патрэбна жыллё, пiшыце аб гэтым. Калi нам выдзелiлi чатыры койка-месцы, я паехаў сам паглядзець. Там спаць можна толькi стоячы. А побач сямʼя з маленькiм дзiцём. Так нельга. Нам патрэбен нейкi iнтэрнат i нейкае крыло, каб далi кусок, восем-дзесяць пакояў. А нам дыктуюць: мы не можам, малады спецыялiст не можа жыць адзiн. Толькi ўдвyх у пакоi, такiя нормы. I гэтак далей… Гэта жах. Я вельмi б хацеў, каб павярнуўся i горад, i вобласць да нас, але яны робяць выгляд, што нас няма. Я ведаю, што мне гаварыць так непатрэбна, што я забiваю цвiкi ва ўласную труну, але я не магу гэтага не рабiць. Таму што за два с паловай гады я разабраўся ў сітуацыі. «Выграбайце самі»… Мы вельмі многае робім. Фінансаванне скарацілася рэзка. І я разумею, мы не можам рабіць выгляд, што тэатра няма. За два з паловай гады нікога з кіраўніцтва горада, вобласці, ў тэатры не было, акрамя Ларысы Аленскай і Наталлi Шыянок. Я хачу, каб вы ведалi…

Валерий Анисенко на пресс-конференции 2014 года
Валерий Анисенко на пресс-конференции 2014 года

2. В октябре 2014 года в Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа был назначен новый директор Александр Старых. Специалист, который имеет высшее экономическое образование и обладает опытом работы по управлению персоналом, несомненно, для театра оказался своевременным. В перечне его главных задач являлось осуществление контроля за оптимальным и целесообразным использованием средств, умеряющим личные амбиции Валерия Анисенко, проявлявшиеся в излишней фестивальной необузданности, бьющей по карману театра, приглашении «дорогих» режиссёров, премиальных процентах, а также установление более здоровых отношений внутри театрального коллектива. По результатам происходящего можно уже сделать вывод, что эта вторая управляющая «голова» театра оказалась куда более здоровой.

Валерий Анисенко и Александр Старых

3. Эта пресловутая оптимизация… Кризисные явления в экономике России, резко усугубившиеся в результате западных санкций в ответ на экспансию, проводимую на территории Украины, по понятным причинам ударили и по белорусской экономике. Во всех государственных и ассоциированных с государством учреждениях стала проводиться так называемая «оптимизация», а по сути – сокращение состава сотрудников. Не обошла эта чаша и НАДТ имени Якуба Коласа. Первоначально подвернуться сокращению должно было 17 сотрудников, однако благодаря усилиям директора и пониманию ситуации со стороны министра культуры Бориса Светлова, количество сокращений всё же не достигло столь катастрофической цифры. Однако сохранить режиссёра театра Юрия Лизенгевича всё же не удалось…

Театр времён оптимизации...
Театр времён оптимизации…

4. Молодые актёры – надежда коласовского театра. По итогам вручения III Национальной театральной премии, которое проходило 30 ноября в Минске, молодой актёр НАДТ имени Якуба Коласа Роман Соловьёв был отмечен наградой за Лучшую актёрскую работу в спектакле театра драмы. Трагикомедия «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева, в которой Роман Соловьёв сыграл главную роль, оказалась очень спорным спектаклем, прежде всего в результате жанрового диссонанса между постановкой и самим литературным произведением. Тем не менее, следует отметить исчерпывающее попадание актёра в образ, проницательность режиссёра Валерия Анисенко, рассмотревшего в Романе Соловьёве идеального воплотителя его сценического замысла, и, конечно же, большой талант молодого артиста.

Афиша спектакля "Похороните меня за плинтусом"
Афиша спектакля “Похороните меня за плинтусом”

5. Конец прошлого – начало нынешнего календарного года ознаменовался премьерой спектакля режиссёра Юрия Лизенгевича «Дикая охота короля Стаха» по одноимённой повести Владимира Короткевича. К огромному сожалению для витебских зрителей, это была последняя постановка Юрия Лизенгевича в качестве очередного режиссёра, работающего в театре, и в январе этого года он попал под оптимизацию. Случилось это в результате затяжного конфликта между ним и Валерием Анисенко. Суть конфликта заключалась в том, что Юрий Лизенгевич отказывался мириться со снижением уровня театрального репертуара, злоупотреблениями Валерия Анисенко, особенно в ту пору, когда тот занимал сразу две руководящих должности, его беспардонным поведением по отношению к актёрам. Валерий Анисенко неоднократно давал понять, что имеет высоких покровителей в столице, выше него только «Бог и папа римский», и сокращение Юрия Лизенгевича ему всё же удалось продавить.

Юлия Крашевская в спектакле "Дикая охота короля Стаха"
Юлия Крашевская в спектакле “Дикая охота короля Стаха”

6. В самом начале Нового года, 3 января, коласовский театр отметил 70-летие актёра, ведущего мастера сцены Виктора Дашкевича. Между прочим, в качестве своего бенефисного спектакля он избрал «Дикую охоту короля Стаха», что говорит как о качестве самой постановки, так и о человеческих качествах самого артиста. Более четырёх десятилетий Виктор Дашкевич служит на коласовской сцене, и созданные им за это время сценические образы неизменно отличались гармоничностью воплощения и психологической глубиной.

Виктор Дашкевич и его дочери Анна и Виктория на коласовской сцене
Виктор Дашкевич и его дочери Анна и Виктория на коласовской сцене

7. Премьеру спектакля Валерия Анисенко «Загадочные вариации» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта, иначе, как скандальной, и не назовёшь. Равно, как и последующие демонстрации данного спектакля. Можно было сколько угодно задаваться вопросом: как режиссёр, называющий вверенную ему труппу коласовского театра «растренированной», выступая уже в качестве актёра, позволяет себе играть с наушником на сцене, по которому ему суфлируют текст… и не находить ответа. О какой «правде чувств» может идти в данном случае речь? Зато можно с уверенностью говорить о неуважении к зрителям, некритическом отношении к самому себе, двойных стандартах, и вопиющем непрофессионализме. А уж казусы с наушником и дистанционной связью у Валерия Анисенко происходили не единожды, что становилось уже верхом непотребства…

Валерий Анисенко в спектакле "Загадочные вариации".
Валерий Анисенко в спектакле “Загадочные вариации”.

8. Восстановленный Виталием Барковским спектакль «Шагал… Шагал…» вновь предстал перед зрителями коласовского театра, уже на Большой сцене. Премьера «нового старого» спектакля ознаменовала торжественное закрытие культурного проекта «Свадебная феерия “Влюблённые над городом”», посвящённого 100-летию со дня свадьбы Марка Шагала и Беллы Розенфельд. Данная постановка Виталия Барковского, подлинного режиссёра-экспериментатора, имеет большое значение для утверждения неповторимости культурного облика города. Гармоничный актёрский ансамбль, музыкальность спектакля, глубокий культурно-исторический смысл, ставит его в ряд наибольших творческих удач на современном этапе истории НАДТ имени Якуба Коласа.

Сцена из спектакля "Шагал... Шагал..."
Сцена из спектакля “Шагал… Шагал…”

9. Восьмого сентября 2015 года состоялась пресс-конференция, посвящённая новому театральному сезону и 90-летию коласовского театра. Всё бы прошло мирно и благообразно: директор театра вручал благодарственные грамоты представителям тех школ, которые принимали наиболее активное участие в театральной жизни и посещали НАДТ имени Якуба Коласа, а журналисты, в том числе и автор статьи, задавали вопросы, которые имели доброжелательный характер, все без исключения. Но тут Валерия Анисенко угораздило обидеться на критические материалы журналистов, один из которых касался необъявленного им тендера на покупку автобуса для театра в бытность ещё директором (автор данной статьи сего материала не писал). При этом художественным руководителем было сказано:

Проста той, хто напісаў гэта, бліжэй трох метраў не падыходзьце – дам па мордзе проста.

Этим дело не закончилось, и во время интервью перед включёнными телекамерами, когда я всё-таки подошёл, Валерий Анисенко обратился со следующими словами:

Ну і што ты ху…ню пра мяне пішаш…

Пришлось высказать решительное несогласие с данным утверждением, но каждый остался при своём. Показательно для белорусских СМИ, что несмотря на широкое их присутствие на пресс-конференции, никакой утечки о неподобающем поведении Валерия Анисенко, насколько мы знаем, так и не поступало. Хотя бы через неофициальные источники…

На пресс-конференции 2015 года
На пресс-конференции 2015 года

10. Летом нынешнего года культурную общественность Витебска взволновало известие о болезни замечательной актрисы НАДТ имени Якуба Коласа Натальи Соломахо-Кононовой, у которой была диагностирована опухоль правого мосто-мозжечкового угла. Театром был организован сбор средств на операцию в Москве и последующую реабилитацию. И мы рады, что последняя новость, о которой мы здесь напишем, является позитивной. Директор НАДТ имени Якуба Коласа Александр Старых в разговоре с нами подтвердил, что операция прошла успешно. Минуло уже примерно две недели, как Наталья Соломахо-Кононова возвратилась из Москвы и проходит период реабилитации. Культурная общественность города и «Витебский курьер» желают талантливой актрисе скорейшего выздоровления и последующего возвращения на сцену. Мы уверены, что актриса будет продолжать радовать белорусских зрителей новыми созданными сценическими образами.

Наталья Соломахо-Кононова. Фото: http://kolastheatre.by/
Наталья Соломахо-Кононова. Фото: http://kolastheatre.by/
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. George

    Анисенко очень точно охарактеризовал то, что вы пишете.

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      Не остроумно…)))))

      Ответить
  2. Георгий Корженевский автор

    Впрочем, какую бы “ху…ню” или “г…вно” не писал автор на тему Валерия Анисенко, он как в зеркале раскрывает смысл его пребывания в коласовском театре. )))

    Ответить
  3. Николай Петрушенко

    Да здравствует литературная критика театра…Без неё он мертв. Иное дело публикация журналиста – ее не тронь – авторских патронь!

    Ответить
  4. Георгий Корженевский автор

    То-то же…)))))

    Ответить