Минский аэропорт с 1 января 2016 года прекращает обслуживание пассажиров, грузов и почты. А как обстоит дело с Витебским аэропортом? Случались ли в нем катастрофы, подобные той, что произошла 31 октября в Шарм-эль-Шейхе?
Первая посадка самолета в нашем городе произошла летом 1913 года. Тогда состоялся знаменитый перелет самолетов по маршруту Киев-Петербург под руководством Петра Нестерова. Это был первый в мире групповой полет. А вот школу гражданской авиации в Витебске открыли лишь в январе 1931 года, позже, в 1980 году, она была переименована в аэроклуб имени Горовца. Выпускники школы проявили себя настоящими героями во время Великой Отечественной войны. Петр Грищенко, Степан Жуков и Иван Каминский получили звание Героев Советского Союза!
Первый же аэродром в нашем городе появился в 1932 год. А вот гражданским он стал позже, в 40-х годах. Первоначально он занимался доставкой почты и различными санитарными заданиями. Первый пассажирский рейс Минск-Витебск-Минск стал функционировать с 5 мая 1948 года. В 1953 году регулярно совершали посадки в Витебске рейсы самолетов трассы Минск-Москва. В 70-х годах века прошлого производились и рейсы внутриобластные в Лепель и Браслав. В 80-е витебляне регулярно летали в Ленинград, Симферополь, Горький, Свердловск, Калининград. Более 40 000 пассажиров перевозились ежегодно. А в августе 1996 года аэропорт получил статус международного. В 1996-1998 годах здесь выполнялись чартерные рейсы самолетов в Индию, Турцию, Чехию и Финляндию.
В начале нового века из аэропорта можно было улететь в Минск. Но уже в 2004 году рейсы в столицу были прекращены. Как пояснили сотрудники аэропорта, это оказалось экономически невыгодно. Аэропорт перешел на обслуживание транзитных и чартерных пассажирских рейсов, совершавших под Витебском технические посадки. К счастью, в аэропорту никогда не происходило крупных авиакатастроф, как, например, под Брестом. Не было и курьезных случаев на борту.
В 2014 году в аэропорту появился чартерный рейс Витебск-Анталия, функционировавший в период с июня по сентябрь. В СМИ начали мелькать сообщения, что аэропорт Восточный увеличит пассажиропоток до 5000 в год, и к 2015 году станет лучшим аэропортом по обслуживанию бизнес-авиации. На территории аэропорта планировалось даже создание бизнес-терминалов.
Но кризис диктует свои условия. И сегодня пассажирскими рейсами аэропорт «Восточный» не занимается. Сотрудники аэродрома рассказали корреспонденту, что в аэропорту проводится подготовка к следующему сезону. Летом 2015 года производились каждые шесть дней рейсы на Анталию и Болгарию (последний рейс отправился в Турцию 11 сентября, и на это направление весь курортный сезон была полная загрузка!), сотрудники надеются, что и в 2016 году витебляне будут летать на международные курорты из аэропорта «Восточный».
А вот кафе «Полет», которое ранее выживало за счет заказных вечеров и свадеб, сегодня на замке. Прежний арендатор отказался. Но в дни рейсов в аэропорту работает выездная торговля.
Редакция «Витебского курьера» поздравляет работников аэропорта с Днем гражданской авиации. И желает, конечно же, мирного неба и возобновления полетов в другие города и страны.
Ряд фактов, приведённых в статье, требуют уточнения. Трудно представить, что штаб авиационной бригады, что располагалась в Витебске с 1926 года, мог обходиться без собственного аэродрома.
Значит, аэродром в городе существовал как минимум с 1926 года, и
есть все основания полагать, что под него был перестроен бывший ипподром, что ещё с дореволюционного времени находился в
районе современного “Юг-5”. Здания бывших пожарного депо (ныне
Свято-Георгиевский храм) и диспетчерской (ныне Прокуратура Витебского района) также возведены в 20-е годы. Гражданским аэродром стал 7 ноября 1934 года, и если он не обслуживал до
войны регулярные рейсы, это ещё не значит, что здесь не осуществлялись пассажирские перевозки. Наконец, если полёты гражданской авиации с Восточного аэропорта обходились без катастроф, то военно-транспортной авиации везло куда меньше. С
1959 по 1979 годы в Журжево потерпели катастрофу 4 Ан-12 и 1 Ил-76, погибли по разным данным от 20 до 30 человек. А все нынешние проблемы витебских авиаторов – от отсутствия современного аэровокзала, что с 1978 года проектировали, но так и
не построили.
Я готовила материала ко Дню гражданской авиации, и именно на ней делала упор
История гражданской авиации и военной неотделимы друг от друга.
Пассажирские самолёты до 70-х годов создавались на базе военных,
в аэроклубах готовили просто лётчиков и спортсменов, специализация
“военный-гражданский” шла уже в лётном училище. А ко Дню гражданской авиации наверняка есть что рассказать ветеранам отрасли, а то в Витебске их как будто и нет.
Если Вы подскажете мне их контакты, я с удовольствием свяжусь с ними.
В статье не написали про регулярные рейсы из Витебска в Москву и Калининград от “Гомельавиа” (Выполнялись примерно в 2009 году). Также еще, вроде бы, в 2007-2008 годах были около 1 месяца рейсы в Минск от “Белавии”. А там указали только до 2003 года. В целом, статья хорошая. Но мне кажется, что ее можно было бы дополнить разной информацией, как текстовой, так и фотографиями самих самолетов в витебском аэропорту. Хотя бы даже архивными фото.
Спасибо за Ваши замечания по сути дела и содержания статьи. Учтем обязательно при подготовке следующего материала.
Сейчас довольно трудно делать подобные темы. Сами понимаете. В 2007-м, когда я писала первую статью, шли навстречу охотнее.
Мдааа – аэропорт, который вызывает только иронию и неловкость за город! Я бы с удовольствием летала в Москву и не только самолетом, и конечно, не на АН-24, от которого трещит голова еще сутки – понятно, почему затея провалилась…Был опыт несколько лет назад, после чего в АН-24 ни ногой! И у кого ума хватило? Не 82 год же! Очень жаль!