Выставка Георгия Киселёва «Читра», открытие которой состоялось 28 октября, побудила присутствующих высказаться о непреходящих ценностях школы реалистического искусства.
Уже само название выставки несёт на себе печать тайны. Как говорилось на её открытии, «читра» в древнеславянском языке означает «картина». Между прочим, в ведической астрологии именем Читра названо созвездие, связанное с творчеством и гармонией, одним из символов которого является бриллиант, олицетворяющий процветание и благословение. Таким образом, экспозиция, уже исходя из смыслов своего названия, раскрывает посетителям позитивную и целостную «картину мироздания».
Произведения графического искусства, представленные на выставке, приуроченной к 80-летию художника, весьма разнообразны по своему исполнению. Они выполнены в различных техниках: это и автолитография, и эстамп, и линогравюра, и дереворит, и ксилография, а также гравюра на кальке, плёнке, по пластику, ДВП. Представлены разноформатные графические произведения, среди которых серьёзное место занимает гравюра малых форм: экслибрисы, портреты, эмблемы. Таким образом, богатство содержания и возможностей изобразительных техник, свидетелями чего мы являемся на выставке, также соответствует идее «читра».
Сам же Георгий Киселёв пронёс эту идею через всю свою жизнь. Выступавшие подчёркивали его превосходные человеческие качества, и то, что в советские годы он неоднократно высказывался в поддержку тех художников, произведения которых выходили за рамки «официального искусства». Его внешнее положение также было заметным: с 1967 года он работал главным художником Витебска, а с 1973 года – главным художником Витебских художественно-производственных мастерских, комбината «Мастацтва». Здесь мы видим полное соответствие внутреннего и внешнего содержания, что опять-таки соответствует понятию, указанному в названии экспозиции…
Художник Феликс Гумен, негативно высказавшись относительно определённых тенденций современного искусства, говорил на открытии выставки о непреходящем значении того творческого метода, который представлял Георгий Киселёв:
Мы находимся на очень интересной и знаменательной выставке. Уходит старшее поколение художников. Смена поколений наступила. Уходят советские художники. Пока я не вижу, чтобы на смену появилось что-то действительно новое. Уходит старая добрая советская школа, которую мы всё время ругали, говорили, что это соцреализм. Но эта школа позволяла обладать целенаправленностью. Мы над многим смеялись, над многим шутили, но у нас был вектор. Мы знали, что делаем, и для чего делаем. Сейчас в современном искусстве это отсутствует. По многим современным выставкам это видно, что людям нечего сказать совершенно, и они бормочут что-то, и о чём бормочут, они сами не знают. Здесь мы видим выставку, где художник знает, что он делает, для чего он делает, и есть ему что сказать. Это первое. А второе – мы имеем дело с действительно большим мастером.
Конечно же, можно поспорить о том, насколько всё в современном искусстве так плохо и безрадостно. Ряд молодых витебских художников уже, на наш взгляд, можно смело занести в полноправные представители Витебской художественной школы. Но в сказанном Феликсом Гуменом о высоком мастерстве представителей «старой школы» действительно большая правда. При этом, метод, господствовавший в советское время, сам по себе не мог никого ограничить. Примером тому и является творчество Георгия Киселёва.
Феликс Гумен упомянул о серии юбиляра выставки «Знаки Зодиака». Некоторые произведения из неё представлены в нынешней экспозиции. Здесь мы вновь можем обратиться к космическому содержанию понятия «читра». И серия «Знаки Зодиака», и пейзажные работы, и изображения цветов, говорят об этом чувствовании художником непреходящей космической гармонии, которая пронесена через весь его жизненный и творческий путь. Такой реализм всегда современен и будет всегда востребован как укоренённый в вечных идеях Блага и Красоты.