За что Алексиевич получила Нобелевскую премию

Авторские статьи

32 года прошло после написания первой книги и вручением Нобелевской премии… Над чем теперь работает Светлана Алексиевич? А также специально для вас возможность посмотреть на раритетный автограф писательницы

Алексиевич
Фото scoopnest.com

Как-то Александр Лукашенко посетовал, что нет среди белорусских писателей творцов уровня Льва Толстого и на встрече с руководителями ведущих белорусских СМИ 21 января заявил, что государство окажет автору белорусского произведения мирового класса серьезную поддержку:

Я говорил, положите мне хоть одну, к примеру, “Войну и мир”, и я вам обеспечу гигантскую поддержку.

Получается, подвело литературное чутье нашего Президента, есть у нас авторы, которые подтвердили свой мировой класс и без его «гигантской» поддержки. Такое случается , ведь еще в библии было сказано: « Пророка нет в отечестве своем».

Так у нас «не заметили» белорусскую писательницу Светлану Алексиевич, которую 8 октября 2015 года нобелевский комитет из 198 номинантов единогласно наградил Нобелевской премией по литературе. За всю историю вручения этой премии из 112 победителей Алексиевич стала четырнадцатой женщиной, получившей премию в области литературы и первым белорусским лауреатом.

Светлана Алексиевич родилась в 1948 году в городе Иванo-Франковск (Украина). В 1972 году окончила отделение журналистики Белгосуниверситета им. Ленина. Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей. С 1966 года — в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» и «Маяк коммунизма», в республиканской «Сельской газете», с 1976 года — в журнале «Неман».

В 1983 году Алексиевич написала свою первую книгу « У войны не женское лицо», которая два года пролежала в издательстве, затем была опубликована в журнале, а потом уже отдельно большим тиражом. Кроме этой у Алексиевич были изданы еще 5 книг: «Последние свидетели », «Зачарованные смертью», «Цинковые мальчики»,  «Чернобыльская молитва» и « Время секонд хэнд».

Книги писательницы издавались в 19 странах мира, в том числе в США, Германии, Великобритании, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии. Литературное творчество Светланы Алексиевич было отмечено не менее, чем 20 премиями: 3 премии СССР, 3 – России, а также премиями нескольких западноевропейских стран и США.

А как в Беларуси отнеслись к творчеству Алексиевич? Круг читателей сложился у нее еще с советских времен, до начала 1990-х годов ее книги издавались в нашей стране и переводились на белорусский язык (Алексиевич русскоязычная писательница). Но из-за того, что она в своих интервью критиковала действующую власть, эта власть перестала ее «замечать» и, по выражению самой Алексиевич, «государство делает вид, что меня нет». Последние 20 лет ее книги издавались только за рубежом, там же по ее сценариям снимались фильмы, спектакли, там она получала премии, часто и подолгу находясь за границей.

Получилось, что зарубежные читатели лучше узнали и по достоинству оценили творчество Алексиевич. 8 октября сразу же после оглашения имени лауреата постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус высказала мнение шведскому телевидению СВТ о творчестве Алексиевич:

Описывая людей советского времени, постсоветского, она перешагнула границы журналистики, создав совершенно какой-то новый литературный жанр. Она просто замечательный писатель! Премия по литературе присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич за ее полифонические сочинения — монумент страданий и мужества в наше время.

unnamed (18)
Фото belsat.eu

Десятки лет Алексиевич встречалась с разными людьми, записывала на магнитофон и затем переносила на бумагу их исповеди. Через книги Алексиевич мы можем прочувствовать, как коснулись множества людей факты и события, как они их пережили, пропустили через свою душу. Это и есть живая устная история, воплощенная в жанре художественно-документальной прозы. О себе Алексиевич говорит, что находится в плену журналистики, но журналистикой называть свои произведения не желает. И называет их “романом голосов”. Если быть точным, то еще до Светланы Алексиевич в этом жанре создали свои книги « Я из огненной деревни» и «Блокадная книга» советские писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин. Алексиевич освоила и развила этот жанр до мирового признания. В предисловии к книгам Алексиевич « У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» 1988 года издания известный белорусский писатель Алесь Адамович так описал приемы подобного жанра:

… обратиться не просто к бывалым людям, их памяти, пережитому ими, а к тем, чья судьба и память – одни из болевых точек нашего времени. Наболевшая, изболевшаяся память о событиях, затронувших сам нерв народной жизни. …Человек, берущийся за подобный труд, должен обладать особенным даром сопереживания, который входит как обязательная часть в талант писателя, художника. Без этого если что и получится, то в ином качестве, жанр не сформулируется, не сработает. Ну и третье условие – по-настоящему сильное, развитое чувство эстетической оценки, столь необходимое для отбора и монтажа сырого материала в произведение литературное… Да, такая литература не для легкого, праздного чтения. И не авторское это наше своеволие – зачем-то мучить бедного читателя. Сама жизнь современная подсказала, можно сказать, навязывает и такой материал, и этот путь, и этот жанр. Если кто и «повинен», то она: к ней и претензии, с нее и спрос!.. Имея под руками …целые горы глубинного материала народной жизни, человеческой психологии – тут уже и обыкновенный литературный талант сумеет многое, способен потрясти сознание читательское так, как прежде удавалось лишь великим….Не вижу, не знаю другого жанра, который был бы столь плодотворный и благотворный, столь обогащающий и укрепляющий молодой литературный талант, чем этот – годами жить памятью, судьбами сотен и сотен людей, писать, творить в соавторстве с самим народом.

Алесь Адамович еще в начале 1980-х прозорливо разглядел талант и великое будущее книг Светланы Алексиевич:

То, чем Светлана нагрузила свою душу,- на всю жизнь. Но не будем ее жалеть. Нести чужой груз, груз всей жизни –это долг писателя. В этом его профессия. Если относиться к ней серьезно…Я больше чем уверен в писательском будущем человека с таким началом литературного пути, как у Светланы Алексиевич.

На мировое признание творчества Алексиевич власти вынуждены реагировать. Она получила поздравление от нашего Президента, от российского министра культуры, от Президента Украины.

Обласканный властью, награжденный 10 орденами и 40 медалями, милицейский генерал в отставке, сенатор, автор около 50 детективных и приключенческих книг, заслуженный деятель культуры и председатель Союза писателей Республики Беларусь Николай Чергинец заявил агентству РИА Новости в четверг:

Эта Нобелевская премия — подтверждение заслуг всей белорусской литературы. Светлана увенчала эти заслуги. Мы (в Союзе писателей Беларуси — ред.) рады, что о белорусской литературе говорят в мире. Думаю, что это положительное событие повлечет интерес к белорусской литературе, тем более что за последнее десятилетие появилось много интересных произведений.

Чергинец также развеял мнения, что действительно белорусским можно называть только белорусскоязычного писателя:

Каждый писатель, который живет в Беларуси и пишет, является белорусским писателем, тем более он своим творчеством поднимает авторитет всей страны. Конечно, в любой ситуации Алексиевич — белорусский писатель.

Будем надеяться, что скоро книги Алексиевич можно будет свободно купить в наших книжных магазинах и взять почитать в наших библиотеках. А может, ее на просторах СНГ даже признают классиком и включат в школьные программы? Только бы не иссяк творческий талант Алексиевич после награждения мировой премией, как это произошло с некоторыми известными писателями. Уже около 10 лет Алексиевич собирает материал для книги о любви и счастье, которую читатели ждут с нетерпением.

20 ноября 2002 года мне посчастливилось присутствовать на встрече читателей с белорусскими писателями Владимиром Орловым, Светланой Алексиевич и Левоном Борщевским в Витебской областной библиотеке. После встречи я подошел к Алексиевич со всеми имеющимися у меня, написанными ею 4 книгами, и она поставила в них автографы. Рад, что теперь это автографы Нобелевского лауреата. А вот за последним произведением Алексиевич «Время секонд хэнд» два года назад мне пришлось съездить специально в Смоленск.

unnamed (17)
Автограф нобелевского лауреата

Пока книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич не издадут доступным тиражом, их можно прочитать и скачать в Интернете. Только бы наши люди не разучились читать, понимать и становиться умнее.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Евгения Москвина

    Над книгой о Чернобыле плакала весь вечер. Светлана достойна Нобелевской премии за каждое свое произведение.

    Ответить
  2. Хемуль

    не знаю как вставлять в коментариях изображения, ну вот с фейсбука
    https://www.facebook.com/spandaryan/posts/1009134009107417?pnref=story

    По поводу присуждения Нобелевской премии писательнице Алексиевич хотелось бы сказать следующее.
    В истории битцевского маньяка Пичужкина был один замечательный эпизод.
    Маньяк Пичужкин познакомился во дворе со скучающим колдырем – и предложил ему выпить. Пойдем, мол, бутылку на халяву поставлю.
    Колдырь согласился.
    Они пошли пить. Поймав удобный момент, Пичужкин ударил колдыря по голове чем-то тяжелым и сбросил в какой-то люк или коллектор. И, решив, что тот помер, удалился.
    Но колдырь не помер.
    Придя в себя, он выбрался из этого коллектора, и даже смог дойти до дома, где кто-то вызвал ему скорую, и его забрали в больницу.
    В больнице колдырь провел какое-то время, его там подлечили, после чего выписали, и он вернулся во двор – где снова встретил маньяка Пичужкина.
    И маньяк Пичужкин снова предложил ему выпить!
    Но на этот раз колдырь посмотрел на Пичужкина с некоторым сомнением, словно бы что-то припоминая.
    И отказался.
    И не пошел.
    Это я все к чему?
    А это я все к тому, что мы, может быть, и колдыри, и рабы, и совки, и ватники, и угрожаем европейской гуманистической цивилизации, свободной Украине и синеглазой сестре Беларусь, и “в каждом русском сидит Путин” etc. etc.
    И лет тридцать назад наш простодушный народ действительно купился и на фильм “Покаяние”, и на академика Сахарова, и на “свободу Прибалтике”, и на “русские звери саперными лопатками избивали чудесных грузин”, и на честных политиков Ельцина с Собчаком, и Роя Медведева с Юрием Карякиным впридачу, и на “трудную дорогу реформ”, чтобы водки хряп – и в коллектор вниз головой.
    Но теперь, когда нам по второму кругу пытаются продать великого писателя Алексиевич, великий фильм Левиафан, великого политика Немцова и великую эпоху девяностых годов, – этот номер не пройдет.
    Ну никак не получится, извините.
    – Пойдем, а? Ну пойдем, че ты ваще?
    – Знаешь, не хочется что-то. Не пойду.
    И не пойдет.

    Ответить
  3. Хемуль, а вы сами-то Алексиевич читали? Свое мнение на ее творчество имеете? (если уж на то пошло)

    Ответить
    1. Хемуль

      Читал “не женское лицо”, ещё давно, лет 7 назад. Прочёл и не особо отложилось – типовая чернуха, от каковой полки раньше ломились. Тем более что потом вышел “Я-калибр”, который нобелевку точно не получит ибо политически не соответствует, но действительно за душу берёт в отличие от. А завывать и кусать локти “какаястрашнаяэтовойна” могут даже Ивакин с Анисимовым, это как раз просто.Причём у Ивакина оно даже душевнее

      Ответить
    2. Хемуль

      ну а сейчас читаю время секонд хенд.
      По аннотации (да, знаю, что аннотации обычно пишут те, кто книги не читал) ожидаю массу лулзов и ржаки

      Ответить
  4. книгу читаете по аннотации? это что-то новое для меня. Не знаю, как по аннотации можно какое-то мнение составить. Так Алексиевич Нобелевскую не завывания дали, как вы выражаетесь, а за открытие нового жанра литературы. Оно может брать за душу или нет, не в этом дело В ДАННОМ СЛУЧАЕ. Т.к. такую премию не за это дают.

    Ответить
    1. Хемуль

      Открытие нового жанра литературы?
      Ёёё, как всё запущено… Вы хоть пресс-релиз нобелевского комитета читали? Вижу что нет. Напоминаю:
      Нобелевская премия по литературе за 2015 г. присуждается белорусской писательнице
      Светлане Алексиевич
      «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
      Ихде тут хоть слово про жанр? Жанру в котором она пишет лет 300-400 как минимум. Памфлетами со вставками речей простых людей баловались ещё при реформации. Последний жанр литературы “открыли” в 19 веке, это был классический детектив (произведения подходящие под критерии научной фантастики и фентези известны минимум с ренессанса).

      Ответить
  5. Хемуль

    попробуйте снова перечитать мой коментарий и понять в каком месте у вас реальность заменилась выдуманным оппонентом

    Ответить
  6. А Вы сами прочтите, что пишите. “По аннотации ожидаю массу лулзов и ржаки”. Вы сами-то реальность совмещаете с реальностью?

    Ответить
  7. Хемуль

    А что не так? Из многообразия книг Алексиевич выбрал книгу по аннотации к которой ожидаю массу лулзов и ржаки, которую и читаю сейчас.

    Ответить
  8. владимир

    Хемуль, вы мне напоминаете недорослей, которые увидев в серьезном кино лицо,искаженное страданием, ” ржут” и тычут пальцем – им смешно. Дай бог, чтобы вас не коснулись истории, которые излагают о своей жизни и трагедиях герои книг Алексиевич.

    Ответить
  9. Виктория Л

    Есть люди от которых исходит Свет. А вот от Светланы Алексиевич исходит ненависть , злоба, предательство! Не зря её называют в народе – несущая зло. Она ещё себя покажет… Можно вытащить человека из грязи, но нельзя вытащить грязь из человека. Прости её , Господи.

    Ответить
  10. алекс

    Явная садомозахистка.Ни одного позитивного произведения,сплошное нытье о несправедливости без каких либо намеков на трезвый анализ.Художественной ценности не имеет,обычное пересказывание чужих воспоминаний.То,что написано в цинковых мальчиках,все,кто хотел знали и без нее.Удивляет другое-с каким навязчивым,не свойственной нормальному человеку энтузиазмом она вытягивала из настрадавшихся людей жилы и с каким энтузиазмом и смакованием потом выдала на бумагу.Разве человеку с нормальной психикой прийдет в голову ходить с блакнотиком или с диктофоном за несчастными матерями,потерявшими сыновей,за солдатами с искалеченной судьбой,которые пытаются все забыть, с просьбами рассказать о том,что они чувствуют?

    Ответить
    1. алекс

      А,как она думает,что они чувствуют,когда такие,как Алексиевич,делая карьеру на чужом горе,вместо того,чтобы восхвалять подвиги,чувство долга перед Родиной ,внушают всем,что жертвы были напрасными,неоправданными и вообще все было зря.Люди выполняли свой военный долг,неважно где и когда.В Великобритании никому в голову не приходит ,что их солдаты гибли в бесчисленных колониальных войнах без какого-либо естественного смысла.Другое дело,что государство должно платить по счетам своим солдатам.

      Ответить
  11. алекс

    Читая подобную писанину хочется не плакать,а блевать.

    Ответить