Уникальная церковь XIX века, средневековый замок шотландского архитектора, железная дорога на английские деньги и многое другое недалеко от Витебска в деревне Лесковичи.
8 октября православная церковь отмечала День памяти Сергия Радонежского, “всея Руси чудотворца”. Интересно заметить, что этот святой почитаем не только православными, старообрядцами, греко-католиками, но и мусульманами, которые помнят о Сергии Радонежском как о величайшем аскете, сформировавшим духовный облик России.
Сергий Радонежский основал пять монастырей при своей жизни, в которые поставил настоятелями своих учеников. А те, разъехавшись по миру, были основоположниками еще 40 обителей, из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно 50 монастырей. Вот такой плодовитый духовный пастырь.
Известен Великий Старец и своими миротворческими подвигами. Например, благодаря его “тихим и кротким” словам ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Именно воинство этого князя разгромило Мамая, и произошло это не без влияния преподобного Сергия.
Жизнь Сергия Радонежского сопровождалась многочисленными чудесами. Например, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого. В воскресенье в церкви во время литургии «внезапно младенец начал кричать в утробе матери», затем крик повторился, а после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» младенец в третий раз закричал очень громко. При жизни Сергий излечивал больных и даже воскресил тяжко больного сына местного жителя. Известен он и “изведением источника”: монахи носили воду для своих нужд очень издалека, а после того как преподобный помолился надо рвом с дождевой водой, открылся обильный источник.
Дело каждого верить этому или нет, объяснять природными явлениями или мировоззреченскими позициями рассказчиков о событиях давно ушедших времен, но день смерти Сергия Радонежского с давних времен почитается как особая дата в народе, когда молятся об исцелении от самых разных недугов, а также о развитии ума у детей, о научении и помощи в трудном деле либо учебе, в желании избегать гордыни. Мало кто знает, но своим святым покровителем преподобного Сергия считали артиллеристы («пушкари»), поэтому его особо чтут курсанты, нахимовцы, суворовцы, солдаты учебных центров, новобранцев и т. д. А к XX веку в русской армии сложилось почитание преподобного Сергия Радонежского как покровителя и помощника в ратном деле всех воинов, силовиков, партизан. Его иконы соучаствовали в военных операциях. Многие воины любых специальностей в своих личных молитвах обращались к нему как к заступнику. Особо обращаются к нему также моряки, военнопленные и жертвы клеветы.
Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых, ему посвящено большое количество храмов Украины, России, Беларуси. Как сообщает вездесущая Википедия, всего в мире Сергию Радонежскому посвящено около 780 храмов. В нашей стране почти два десятка храмов, приходов и часовен в Минске, Гомеле, Гродно, Лиде, Мозыре. Но когда исследуется почитание памяти этого святого, очень мало упоминается о том, что недалеко от Витебска есть старинный Свято-Сергиевский храм, который и по сегодняшний день действует в Шумилинском районе в деревне Лесковичи.
Воздвигнута церковь в 1878 году из кирпича и очень долговечного материала – бутового камня и является памятником архитектуры неорусского стиля. Храм уничтожили весной 1962 года перед самой Пасхой, восстановлен он был в 1990 году, с этого же времени в церкви ведется служба.
Свято-Сергиевский храм имеет объемно-пространственную композицию из трех частей: двухъярусная звонница, основной объём и трехгранная апсида с боковыми алтарями.
Интересно, что Лесковичи как крупный населённый пункт показан еще на картах Великого Княжества Литовского середины 16 века. Здесь проходила важнейшая торговая дорога из Городка через Черницу (Сиротино) в Сенно (через Будиловскую переправу) и Бешенковичи. Кроме того, это был центральный пункт так называемого зимника, когда по льду замерзшей цепочки озер товары направлялись в Ловаж и далее в Полоцк.
История Лесковичей до революции связана с бывшим владельцем, В.А.Хлюдинским, дворянином, католиком. Род Хлюдинских выходит из Ломжинской земли, где их предки имели поместье в деревне Хлюдни. Один из представителей рода Хлюдинских, Игнатий, родился в 1807 году в Орше, а владел он поместьями Хороброво, Бабиничи и Лесковичи. В 1833 году в семье Игнатия Хлюдинского в имении Антовиль, что рядом с Оршей, родилась дочь Целина, Филиппина и их брат Алейза. Так вот брат и наследовал Лесковичи, а после смерти Алейзы Хлюдинского поместьем стал управлять его сын Владислав, последний из рода Хлюдинских в Лесковичах. Он и решает построить в имении средневековый замок. Замок возводился по заказу самого Владислава и выполнялся по проекту известнейшего шотландского архитектора Макей Хью Бейли Скотта в 1865-1945 годах. Бейли Скотт работал с 1901 года в Бедфорте и создал собственную версию популярного в те годы коттеджного стиля в духе арт-нуво, известного в Росии как английский стиль раннего модерна.
Известно, что Владислав Хлюдинский был активным деятелем в вопросе прокладки железной дороги через свои земли, что в конце концов и произошло. Это способствовало оперативному экспорту в Европу масла и сыров, которыми славились Лесковичи. Дорогу прокладывали под руководством английского инженера и на английские деньги, так что, возможно, проекты вокзала и вокзальной застройки в Шумилино имеют английское происхождение, поэтому выбор авторства Хлюдинским не удивителен.
В начале ХIХ века здесь высаживают липовую аллею, которая берет начало от сторожки с внутренней аркой для проезда экипажей и ведет к дворцу. Чуть позже рядом с дворцом возводится пивоварня. В начале ХХ века, согласно “Списку населенных мест Витебской губернии 1906 года”, на территории Лесковичской волости находилось 48 деревень с 702 дворами и проживало 4756 жителей, на семью приходилось 7,2 га удобной земли. А в самом имении Лесковичи числилось 150 десятин земли, 20 – неудобицы, 150 -леса, 7 дворов, 35 душ мужского и 41 женского пола. Кроме этого, сюда относились и 9 фольварков: Плиговка, Августполье, Пузырево, Подсевье, Авсеево, Красный Луг, Крупчино, Березуха, Крушиновик.
Указан и Погост Лесковичи причта Лесковичской церкви, 21 десятина земли, 2 леса, 3 двора, 11 душ мужского и 7 женского пола. Территориально Лесковичи входили в Лесковичскую волость Витебского уезда, центр волости был в деревне Смольки.
Есть упоминание, что дворец Хлюдинских был частично разрушен уже в 1918 году. Уже в послереволюционное время Лесковичи показаны как совхоз Лесковичи. Известно также, что здесь был огромный фруктовый сад протяженностью более 4 км. Кстати, и до сих пор сады в этой местности славятся своей плодородностью, а изобильность сортов яблок и груш местных жителей еще ждет своего исследователя.
К сожалению, Хлюдинское имение не попало в список памятников архитектуры начала ХХ века и, хоть и является уникальным и единственным на территории Беларуси, продолжает неуклонно разрушаться.
Интересно и то, что Шумилино, что всего в 5 километрах от Лесковичей, было до войны местечком, где половину населения составляли евреи, где все жители: и белорусы, и русские, и поляки – знали идиш, где были еврейские школы и еврейские колхозы. Культурным центром этого населенного пункта, совсем как в фильме “Безымянная звезда”, была железнодорожная станция – вокзальный комплекс станции Сиротино, который находился в семи километрах на восток от одноименного местечка и стал центром сегодняшнего Шумилино.
Неудивительно, что при таком раскладе населения и обеспечения его очень престижной работой на крупном железнодорожном узле, православной церкви в Шумилино не было. А ближайшая находилась как раз в Лесковичах. Шульман Аркадий Львович в своей книге “Унесенные веком. Шумилинские встречи” вспоминает:
К нам в дом приходят соседские и те самые русские женщины, которые качали у нас мацу, нарядно одетые, с корзиночками в руках: «Христос воскрес, Соня Янкелевна!» и трижды целуются с мамой. В Шумилино не было православной церкви. Церковь (очень красивая) находилась в деревне Лесковичи, в 5 км от Шумилино. Звон колоколов отчетливо слышен был в Шумилино.
Как добраться в Лесковичи?
Есть два способа:
- Автобусом из Витебска (например, Витебск – Поставы будет в 13.15 на автостанции) едем до автостанции “Шумилино”, затем пересаживаемся на пригородный маршрут Шумилино – Дубравские (в 14.05 ежедневно) и едем до Лесковичей. Примерно через 40 минут этот же автобус будет на этом же остановочном пункте при следовании обратно в Шумилино. Если ехать в воскресенье, то примерно в 19 часов будет ехать добавочный автобус Дубравские – Шумилино через Лесковичи.
- На личном автомобиле едем из Витебска, и в самом начале Шумилино будет указатель с поворотом на Лесковичи, еще 5 км – и вы в чудесном месте. От Витебска до Шумилино 42 км, это примерно 35 минут езды плюс еще 10 минут по хорошей дороге, чтобы добраться до уникального местечка.
С 17 октября 1893 года по 1918 год священником этой церкви был мой прадед Малаховский Владимир Косьмич/Казимир ( 19.06.1850-?) шляхтич Могилевкой губернии из рода униатских священников, переведенных в православие. Воспитал семерых детей: трех сыновей, которые тоже стали священниками, и четырех дочерей, которые закончили женские епархиальные училища и были учительницами.
спасибо, Юлия! я где-то на форумах читала про Вашего прадеда. К сожалению, написала в епархию витебскую, когда готовила статью, по поводу того, кто там служит сейчас, но ответа не получила никакого. Не понятно почему. Видимо, вопросы сохранности памяти и нашего наследия и наших предков все чаще и чаще остается только делом нашей семейной памяти.