Английский арт-нуво под Витебском

Город

Уникальная церковь XIX века, средневековый замок шотландского архитектора, железная дорога на английские деньги и многое другое недалеко от Витебска в деревне Лесковичи.

8 октября православная церковь отмечала День памяти Сергия Радонежского, “всея Руси чудотворца”. Интересно заметить, что этот святой почитаем не только православными, старообрядцами, греко-католиками, но и мусульманами, которые помнят о Сергии Радонежском как о величайшем аскете, сформировавшим духовный облик России.

Сергий Радонежский основал пять монастырей при своей жизни, в которые поставил настоятелями своих учеников. А те, разъехавшись по миру, были основоположниками еще 40 обителей, из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно 50 монастырей. Вот такой плодовитый духовный пастырь.

Известен Великий Старец и своими миротворческими подвигами. Например, благодаря его “тихим и кротким” словам ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Именно воинство этого князя разгромило Мамая, и произошло это не без влияния преподобного Сергия.

Жизнь Сергия Радонежского сопровождалась многочисленными чудесами. Например, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого. В воскресенье в церкви во время литургии «внезапно младенец начал кричать в утробе матери», затем крик повторился, а после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» младенец в третий раз закричал очень громко. При жизни Сергий излечивал больных и даже воскресил тяжко больного сына местного жителя. Известен он и “изведением источника”: монахи носили воду для своих нужд очень издалека, а после того как преподобный помолился надо рвом с дождевой водой, открылся обильный источник.

Дело каждого верить этому или нет, объяснять природными явлениями или мировоззреченскими позициями рассказчиков о событиях давно ушедших времен, но день смерти Сергия Радонежского с давних времен почитается как особая дата в народе, когда молятся об исцелении от самых разных недугов, а также о развитии ума у детей, о научении и помощи в трудном деле либо учебе, в желании избегать гордыни. Мало кто знает, но своим святым покровителем преподобного Сергия считали артиллеристы («пушкари»), поэтому его особо чтут курсанты, нахимовцы, суворовцы, солдаты учебных центров, новобранцев и т. д. А к XX веку в русской армии сложилось почитание преподобного Сергия Радонежского как покровителя и помощника в ратном деле всех воинов, силовиков, партизан. Его иконы соучаствовали в военных операциях. Многие воины любых специальностей в своих личных молитвах обращались к нему как к заступнику. Особо обращаются к нему также моряки, военнопленные и жертвы клеветы.

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых, ему посвящено большое количество храмов Украины, России, Беларуси. Как сообщает вездесущая Википедия, всего в мире Сергию Радонежскому посвящено около 780 храмов. В нашей стране почти два десятка храмов, приходов и часовен в Минске, Гомеле, Гродно, Лиде, Мозыре. Но когда исследуется почитание памяти этого святого, очень мало упоминается о том, что недалеко от Витебска есть старинный Свято-Сергиевский храм, который и по сегодняшний день действует в Шумилинском районе в деревне Лесковичи.

SAM_7873
Лесковичи – большая деревня. Храм стоит на одной из главных улиц
SAM_7894
Вот такие осенние просторы в Лесковичах. Рядом с храмом – автобусная остановка. Приезжайте и любуйтесь!

Воздвигнута церковь в 1878 году из кирпича и очень долговечного материала – бутового камня и является памятником архитектуры неорусского стиля. Храм уничтожили весной 1962 года перед самой Пасхой, восстановлен он был в 1990 году, с этого же времени в церкви ведется служба.

SAM_7869
Общий вид этой красоты

Свято-Сергиевский храм имеет объемно-пространственную композицию из трех частей: двухъярусная звонница, основной объём и трехгранная апсида с боковыми алтарями.

SAM_7848
Во время службы здесь по-прежнему звонят в колокола
SAM_7847
Вход. Трехгранная апсида (граненый выступ) с боковыми алтарями
SAM_7852
Сверху на звоннице тоже граненый полукупол
SAM_7857
Вид с правой стороны. Стрельчатые окна и их “обводка” создают впечатление воздушности и полета конструкции
SAM_7872
Вид с левой стороны (с дороги)

Интересно, что Лесковичи как крупный населённый пункт показан еще на картах Великого Княжества Литовского середины 16 века. Здесь проходила важнейшая торговая дорога из Городка через Черницу (Сиротино) в Сенно (через Будиловскую переправу) и Бешенковичи. Кроме того, это был центральный пункт так называемого зимника, когда по льду замерзшей цепочки озер товары направлялись в Ловаж и далее в Полоцк.

SAM_7893
Краски современных Лесковичей

История Лесковичей до революции связана с бывшим владельцем, В.А.Хлюдинским, дворянином, католиком. Род Хлюдинских выходит из Ломжинской земли, где их предки имели поместье в деревне Хлюдни. Один из  представителей рода Хлюдинских, Игнатий, родился в 1807 году в Орше, а владел он поместьями Хороброво, Бабиничи и Лесковичи.  В 1833 году в семье Игнатия Хлюдинского в имении Антовиль, что рядом с Оршей, родилась  дочь Целина, Филиппина и их брат Алейза. Так вот брат и наследовал Лесковичи, а после смерти Алейзы Хлюдинского поместьем стал управлять его сын Владислав, последний из рода Хлюдинских в Лесковичах. Он и решает построить в имении средневековый замок.  Замок возводился по заказу самого Владислава и выполнялся по проекту известнейшего шотландского архитектора Макей Хью Бейли Скотта в 1865-1945 годах. Бейли Скотт работал с 1901 года в Бедфорте и создал собственную версию популярного в те годы коттеджного стиля в духе арт-нуво, известного в Росии как английский стиль раннего модерна.

984default
Руины замка Хлюдинского. Фото шумилинщина. рф.

Известно, что Владислав Хлюдинский был активным деятелем в вопросе прокладки железной дороги через свои земли, что в конце концов и произошло. Это способствовало оперативному экспорту в Европу масла и сыров, которыми славились Лесковичи. Дорогу прокладывали под руководством английского инженера и на английские деньги, так что, возможно, проекты вокзала и вокзальной застройки в Шумилино имеют английское происхождение, поэтому выбор авторства Хлюдинским не удивителен.

leskovichi3.png
Панорама сохранившейся части от Хлюдинского дворца. Фото globus.tut.by

В начале ХIХ века здесь высаживают липовую  аллею, которая берет начало от сторожки с внутренней аркой для проезда экипажей и ведет к дворцу. Чуть позже рядом с дворцом возводится пивоварня. В начале ХХ века,  согласно “Списку населенных мест Витебской губернии 1906 года”, на территории Лесковичской волости находилось 48 деревень с 702 дворами и проживало 4756 жителей, на семью приходилось 7,2 га удобной земли. А в самом имении Лесковичи числилось 150 десятин земли, 20 – неудобицы, 150 -леса, 7 дворов, 35 душ мужского и 41 женского пола. Кроме этого, сюда относились и 9 фольварков: Плиговка, Августполье, Пузырево, Подсевье, Авсеево, Красный Луг, Крупчино, Березуха, Крушиновик.

leskovichi7
Аллея, ведущая к бывшему дому. Фото globus.tut.by

Указан и Погост Лесковичи причта Лесковичской церкви, 21 десятина земли, 2 леса, 3 двора, 11 душ мужского и 7 женского пола. Территориально Лесковичи входили в Лесковичскую волость Витебского уезда, центр волости был в деревне Смольки.

Есть упоминание, что дворец Хлюдинских был частично разрушен уже в 1918 году. Уже в послереволюционное время Лесковичи показаны как совхоз Лесковичи. Известно также, что здесь был огромный фруктовый сад протяженностью более 4 км. Кстати, и до сих пор сады в этой местности славятся своей плодородностью, а изобильность сортов яблок и груш местных жителей еще ждет своего исследователя.

SAM_7855
Стены и Свято-Сергиева храма, и Хлюдинского дворца были из “вечного” бутового камня

К сожалению, Хлюдинское имение не попало в список памятников архитектуры начала ХХ века и, хоть и является уникальным и единственным на территории Беларуси, продолжает неуклонно разрушаться.

Интересно и то, что Шумилино, что всего в 5 километрах от Лесковичей, было до войны местечком, где половину населения составляли евреи, где все жители: и белорусы, и русские, и поляки – знали идиш, где были еврейские школы и еврейские колхозы. Культурным центром этого населенного пункта, совсем как в фильме “Безымянная звезда”, была железнодорожная станция – вокзальный комплекс станции Сиротино, который находился в семи километрах на восток от одноименного местечка и стал центром сегодняшнего Шумилино.

121045501119
В Шумилино были? Английский Арт Нуво не напоминает?Фото railwayz.info

Неудивительно, что при таком раскладе населения и обеспечения его очень престижной работой на крупном железнодорожном узле, православной церкви в Шумилино не было. А ближайшая находилась как раз в Лесковичах. Шульман Аркадий Львович в своей книге “Унесенные веком. Шумилинские встречи” вспоминает:

К нам в дом приходят соседские и те самые русские женщины, которые качали у нас мацу, нарядно одетые, с корзиночками в руках: «Христос воскрес, Соня Янкелевна!» и трижды целуются с мамой. В Шумилино не было православной церкви. Церковь (очень красивая) находилась в деревне Лесковичи, в 5 км от Шумилино. Звон колоколов отчетливо слышен был в Шумилино.

SAM_7851
Звон колоколов Свято-Сергиевского храма был слышен очень далеко

Как добраться в Лесковичи?

Есть два способа:

  1. Автобусом из Витебска (например, Витебск – Поставы будет в 13.15 на автостанции) едем до автостанции “Шумилино”, затем пересаживаемся на пригородный маршрут Шумилино – Дубравские (в 14.05 ежедневно) и едем до Лесковичей. Примерно через 40 минут этот же автобус будет на этом же остановочном пункте при следовании обратно в Шумилино. Если ехать в воскресенье, то примерно в 19 часов будет ехать добавочный автобус Дубравские – Шумилино через Лесковичи.
  2. На личном автомобиле едем из Витебска, и в самом начале Шумилино будет указатель с поворотом на Лесковичи, еще 5 км – и вы в чудесном месте. От Витебска до Шумилино 42 км, это примерно 35 минут езды плюс еще 10 минут по хорошей дороге, чтобы добраться до уникального местечка.

Снимок

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Юлия

    С 17 октября 1893 года по 1918 год священником этой церкви был мой прадед Малаховский Владимир Косьмич/Казимир ( 19.06.1850-?) шляхтич Могилевкой губернии из рода униатских священников, переведенных в православие. Воспитал семерых детей: трех сыновей, которые тоже стали священниками, и четырех дочерей, которые закончили женские епархиальные училища и были учительницами.

    Ответить
  2. спасибо, Юлия! я где-то на форумах читала про Вашего прадеда. К сожалению, написала в епархию витебскую, когда готовила статью, по поводу того, кто там служит сейчас, но ответа не получила никакого. Не понятно почему. Видимо, вопросы сохранности памяти и нашего наследия и наших предков все чаще и чаще остается только делом нашей семейной памяти.

    Ответить