А вдоль дороги косинеры с косами стоят

Культура

Так ли необходим на Витебщине памятник подпоручику Будзиловичу?

В конце августа этого года на годовщину расстрела предводителя  восстания 1863 года на Оршанщине Игнатия Будзиловича группа оршанцев посетила место место гибели его отряда  у деревни Погостище Лиозненского района, где находится один из немногих памятников повстанцам.

Погостище памятник - копия
Из фототчета сайта http://orsha.eu/

В конце августа этого года на годовщину расстрела предводителя  восстания 1863 года на Оршанщине Игнатия  Будзиловича группа оршанцев посетила место место гибели его отряда  у деревни Погостище Лиозненского района, где находится один из немногих памятников повстанцам.

Немного о массовости 

По итогам  этой акции оршанский краевед  и лидер демократической общественности Алесь Шутов опубликовал  краткий отчет, в котором отметил, что «Отряд Игната Будиловича боролся с русскими войсками севернее Орши, неравный бой с оккупантами около Погостища стал последним для косинеров. Они были разбиты, а их лидер – Игнат Будилович стал единственным повстанцем, расстрелянным в Орше».

К сожалению, я не был уведомлен организаторами этого мероприятия о его проведении. Полагаю, что причиной тому не только имеющиеся принципиальные разногласия у них со мною (или  у меня с ними) на характер восстания 1863 года, но и неискоренимая приверженность организаторов мероприятия Алеся Шутова, Юрия Нагорного сотоварищи «сектантству». Под этим определением я имею ввиду проведение из года в год мероприятий, от которых остается много красочных фотографий узкого круга лиц, но нет места дискуссиям, спорам, поиску истины, открытиям. К сожалению, после таких мероприятий не воскликнешь:

– Эврика! Мы нашли общую точку соприкосновения! Мы нашли и привели доводы, убедившие стороны на более реальное видение событий того далекого времени!

Цель и характер восстания 1863 года (мое видение)

Цели восставших – один из спорных вопросов.

Краевед Алесь Шутов считает, что отряд Игната Будзиловича вел неравный бой с русскими оккупантами. На первый взгляд тут возражений нет. С момента первого раздела Речи Посполитой Россией, Пруссией и Австро-Венгрией  прошло почти столетие, но поляки традиционно представляли себе возрожденную Родину в границах 1772 года. Но «эта концепция не учитывала права украинцев, белорусов, литовцев на самостоятельное государственность».

IMG_7498
Официальное издание МИД Польской Республики полезно читать краеведам Витебщины

Когда я привожу эту цитату из официальной польской историографии и демонстрирую «Очерки истории  Польского Государства и Народа» эту точку зрения готовы со мной разделить многие, но только почему-то до тех пор, пока речь не заходит об анализе характера восстания 1863 года на Витебщине вообще, и под Оршей в частности.

Тут мы должны абстрагироваться от скоротечного боя повстанцев отряда Игнатия Будзиловича у деревни Погостище с царскими войсками в апреле 1863 года. Как такового боя и не было: после первого залпа повстанцы ранили одного рядового солдата. Видя превосходство солдат, повстанцы бросились через сад к болотистой реке. Они побросали в нее большую часть оружия и прекратили перестрелку. В итоге боестолкновения 21 повстанец был взят в плен, из них трое раненых. Погибли 6 человек, несколько утонуло. Остальные, переплыв реку, скрылись в лесу. Со стороны российских войск были убиты два крестьянина и ранены три солдата. Пленных доставили в Смоленск…

Напомню, что к этому времени общее руководство восстанием приняло на себя так называемое временное национальное правительство, под председательством  Стефана Бобровского. Оно издало манифест и декреты,  гарантировавшие безземельным участникам восстания небольшой земельный надел из национальных фондов.

27 янаря 1863 года в Петербурге было подписано соглашение между Россией и Пруссией о взаимной помощи против польских повстанцев, а лагерь радикальных заговорщиков разделился на белых и красных. Водораздел между ними проходил по вопросу будущего белорусских земель. Красные выступали за сохранение единства Беларуси и Польши на принципах добровольного союза свободных и равноправных народов. Белые видели в конечной цели востания присоединение «Литвы и Руси» до Королевстива Польского.

Краевед Алесь Шутов, тщательно замалчивая этот важнейший водораздел лагеря восставших, называет участников боя под Погостищем в апреле 1861 года «косинерами». Правомерно ли такие параллели?  О понятиях, как известно, не спорят, о них договариваются. Историки давно договорились, что «косинеры» составляли костяк восстания под предводительством Тадеуша Костюшко.

Отряды крестьян, вооружённых косами, лезвие которых прикреплялось в одном направлении с древком, появились тогда в результате подымного (подворового) набора рекрутов. С пяти дымов  набирался один рекрут 18-28 лет. Вооружение регулярных частей косами было произведено отнюдь не из-за недостатка оружия. В пеших коронных полках фузеи имели 75% личного состава. Проблему составляли рекруты, не умевшие обращаться с оружием, им и выдавали косы. Коса имела большой радиус действия и силу удара, вид сотен кос и даже их лязг нередко деморализовал противника.

Восстание 1863 года было иным и по составу комплектуемых отрядов, и по их вооружению, и по тактике действий восставших…

Костяк повстанцев составляли  поляки шляхетского происхождения. Вооружить их косами могло прийти в голову только краеведам, не понимающих кодекса шляхетской чести. Да и действовали повстанцы не в составе регулярного войска, а методоми партизанской борьбы. В то время под партизанами понимали современный нам спецназ. И если  в его состав попадали крестьяне, то их вооружали…  ножами. В официальных документах следственных комиссий по делу о востаннии 1863 года чаще такие повстанцы называются «кинжальщиками». Кинжалом гораздо сподручнее было ночью тишком прирезать спящего противника.

В этом в известной степени убедительно свидетельствует и  персональный список 56 казненных на территории Северо-Западного края «жертвах муравьевского террора».

Будзилович Игнатий, поручик лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Казнен в Орше 23.08.(9.09) 1863 г. за самовольное оставление службы, руководство повстанческим отрядом, насильственную вербовку в него людей. Игнатий значится  в списке под номером семь. Но чаще всего встречаются пометки «крестьянин….  казнен за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя», за изнасилование, за грабеж, за повешение». Vae victis, победитель всегда сформулирует причину как ему надо.

Что мы знаем об Игнатии Будиловиче?

Нам сегодня небезразлично к какому лагерю заговорщиков  принадлежал отряд Игнатия Будиловича. Тем более, что в самой Орше давно носятся  с идеей установить памятный знак на месте расстрела предводителя повстанцев. В анализируемой нами публикации Алесь Шутов навязчиво внедряет в сознание читателей  мысль о том, что «Игнат Будзилович стал единственным повстанцем, расстрелянным в Орше

И это правда! Потому что кроме расстрелянного лидера повстанцев в Орше по приговору военно-полевого суда были казнены через повешение и его соратники, и рядовые участники боевых действий повстанцев.

Как свидетельствуют краеведы-участники этой акции из Бешенкович, место, «где Будзилович принял смерть под стенами бывшей (Оршанской – автор) тюрьмы, точно неизвестно. Он был похоронен в общей могиле, вместе с другими расстрелянными заключенными».

Странно, похоронены растрелянные повстанцы, а Будиловичу присвоен статус единственного растрелянного. Почему мы должны забыть о судьбе простых участников восстания, и об их вкладе в общее дело борьбы за свободу?  Всем, кому небезразлична история родного края, известно, что кроме 30-40 человек ближайшего окружения Игнатия Будиловича военно-полевой суд в Орше ускоренно судил свыше 400 повстанцев. Вы не поверите, но среди тех, кого суд под председательством командира артиллерийской бригады, дислоцированной  в Орше, приговорил к смертной казни, были двое офицеров братьев К…., о которых в «Историческом вестнике» 1904 года (том 98) Евгений Князев, со слов очевидца, отставного поручика артиллерии Мельницкого, писал как о людях, составлявших гвоздь события.

 

IMG_7499
Откроем краткую энциклопедию БССР 1982 года издания

В пятом томе о Будзиловиче Игнатии Мартыновиче, 1841 года рождения, указывается как о руководителе восстания в Оршанском уезде в звании подпоручика, прибывшем в Могилевскую губернию вместе с Л.М.Звиждовским.  Стало быть к  моменту востания ему было 22 года. С тех пор в биографии человека, которому в Орше намерены поставить памятны знак, ничего не прибавилось. Зато появились вопросы к инициаторам этой идеи.

 

IMG_7496

В историко-документальной хронике «Память. Орша. Оршанский район» под рубрикой «Документы свидетельствуют» опубликовано донесение полковника Соколова шефу жандармов князю Долгорукому о суде над поручиком лейб-гвардии Екатеринославского ее императорского величества полка И.Будзиловичем.

Оно датировано 1 сентября 1863 года. Из текста донесения следует, что обвиняемый был расстрелян «за сформирование мятежнической шайки и начальствование над оной». Сопоставляя этот документ с  публикацией  «Последнее желание» 1904 года в этом же томе книги «Память» мы находим несколько нестыковок. Предводителем восставших в Орше из исследования столетней давности перед нами предстает «громадного роста худощавый старик, одетый в польский национальный костюм».  Все допрошенные в суде повстанцы видят в нем предводителя. В своем последнем слове он, и только он, просит:

  • Умоляю вас, не вешайте меня, а расстреляйте… я солдат.
  • И дает честное слово порядочного поляка, что если ему дадут перед смертью возможность попить чаю, он не отравится  ядом.

Председательствующий военного суда объявил приговор: «…. братьев К… предать смерти через повешение, дворянина П-ского предать смертной казни через расстреляние». Не отсюда ли убеждение краеведа  Шутова о единственном расстрелянном в Орше повстанце? Остальных-то не расстреляли – повесили!

Если принять во внимание, что Игнатий Будилович согласно энциклопедического справочника действовал под псевдонимом Катков, можно предположить, что в исследовании «Последнее желание» он послужил прототипом старшего из братьев К…  А кто тогда был истинным руководителем отряда повстанцев на Оршанщине? Факты, которые я привожу здесь –общеизвестны!

Из песни слово не выкинешь.

Если в Орше был действительно расстрелян лишь один из восставших, то сколько было жертв казненных через повешение по приговору военных судов царской России? А сколько  без суда –  по единоличному решению руководителей отрядов повстанцев и некоронованных вожаков банд?

Если  у каждой околицы деревни, где были вооруженные стычки в ходе событий далекого 1863 года, ставить памятные знаки и поклоняться им, то мы лишь разбудим жажду мести и разделим народ на тех  у кого своя правда и на тех у кого свои аргументы на ту правду.

Надо ли нам это?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Дядя Че

    Ставить памятники или памятные знаки следует лишь людям известным своими заслугами перед народом и добившихся тех или иных льгот . привилегий и отдавших за это жизнь свою. Мы и на сегодняшний день видим у автодорог памятные знаки. установленные родственниками погибшим в автокатастрофах, зачастую по собственной вине. В этом случае с восставшими крестьянами, можно чтить память всех казнённых повстанцев. Да и они ничего не доказали, а видимо. была толпа не имеющая конкретной цели и не понимавшая задачи восстания. Просто были напрасные жертвы. Не более того. Нет документальных свидетельств, чего требовали от властей восставшие. Крепостное право в 1961 году отменено, крестьянам начали выделять наделы (отруба) и т.д. Главный вопрос – где результат? Зачем показывать пальцем на царские войска России. А Польская шляхта была мене жестокой, а немцы в 1914-18 г.г и в 1941-44 г.г и украинские бандеровцы. Давайте не будим поднимать межнациональную вражду, а лишь молча помяним всех ушедших в мир иной во все времена.

    Ответить
    1. Зверобой

      Но при этом Вы, дяденька Че уже “отмыли” здесь своих русских, сделав их белыми и пушистыми, а все остальные народы сделали жестокими завоевателями. Ну-ну…”Русский мир” пропагандируете на Беларуси? А кому он нужен здесь?

      Ответить
  2. Николай Петрушенко автор

    Спасибо! А еще спасибо за подсказку темы о знаках памятных вдоль дорог, с одной стороны напоминает о бдительности за рулем, с другой стороны, кт о хочет тот и ставит, что есть проблема!

    Ответить
  3. Хорст

    Странный Вы краевед, Алесь. Краевед должен быть историком и хорошо знать историю и углублённо изучать историю родного края. Я этого не вижу. У славян родители всегда учили детей, что самый близкий родственник – это сосед. Не зря, начиная с родоплеменного уклада, а дальше с образованием княжеств, старейшины и князья старались дружно жить с соседями и даже устанавливали родственные связи,. женили своих детей с сопредельными родами и княжествами, дабы предотвратить вражду. А ВЫ оглохли и ослепли. Прозрейте и учите историю и используйте исторический опыт. Популярности в народе такими публикациями Вы не заработаете. Учиться, учиться и учиться! Так завещал В.И. Ленин! Вот путь Вашего прозрения!

    Ответить
    1. Зверобой

      Поляки, чехи и словаки тоже ” славянские соседи” россиян. Ну и? Не успели выскочить из так называемого “Варшавского договора”,так сразу наперебой, давя друг дружку – ринулись в НАТО и ЕС.
      Дальше что? Ваших советов и славянских князей не услышали? А какой князь славянский ваш авторитет? Может Иван Грозный? Или Пётр Первый, или немцы: Екатерина Вторая и её наследники, датские и шведские принцы и принцессы, управляющие Россией?

      Ответить
  4. Николай Петрушенко автор

    Спасибо! Но тут дело не в Алесе…Вернее не только в Алесе… Ныне многие краеведы – пропагандисты всамом прямом смысле слова и агитаторы времен гражданской войны… Зовут топить гидру в Черном море….

    Ответить
  5. Якуб

    Внимательно прочитал статью Н. Петрешенко. Занимательно. Господа краеведы и пропагандисты, вы хотите устанавливать памятные знаки погибшим от российского царя. А причём российский народ, он же с белорусским народом совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, и победил в Великой Отечественной войне. Не разжигайте межнациональную рознь. Вы предаёте собственный народ. Если Вы собираетесь устанавливать памятные знаки, поставьте в Орше памятник нынешней эпохе. Я его вижу таким: из земли покрытой цветами подымается перевёрнутая прямоугольная пирамида из красного гранита на высоту 1 метр и на широком основании напишите золотыми буквами “Доходы простых тружеников Советской Белоруссии”. По центру на пирамиду установите две призмы белую и чёрную. Белую 0,4 метра и напишите ” Доходы простых граждан при А. Лукашенко и чёрную метров этак 6. на ней напишите ” Доходы капиталистов, чиновников – корупционеров, воров и взяточников при А. Лукашенко” Надпись на белом, чёрным шрифтом, а на чёрном – белым шрифтом. Это будет настоящий памятный знак нашей эпохе. За работу ГОСПОДА!.

    Ответить
  6. Николай Петрушенко автор

    Принимаю Вашу идею как повод для сравнительного анализа доходов трудящихся при царе, во времена СССР и ныне…

    Ответить
  7. Михаил Кучеренко

    Толково!

    Ответить
  8. Николай Петрушенко автор

    Спасибо! Свядомые недовольны, бурчат….

    Ответить
  9. Зверобой

    Не понял вообще, о чём голосит автор статьи. Это никому неинтересно.
    Какая вам разница, кому из литовцев-белорусов поставили памятник и за что? Главное то, что они разрушили империю российских кочевников.
    В Киеве переименовали бывшее суворовское училище в Киевский военный лицей имени Ивана Богуна. Богун – спорная фигура в украинской истории. Но ведь главное, что российского варвара Суворова выбросили на свалку истории.
    Всё российское и советское будет стёрто с памяти жителей РБ на бытовом уровне не зависимо от их национальности.

    Ответить
  10. Николай Петрушенко автор

    Вам, похоже, ни история, ни военная история, ни краеведение не интересны. У агитаторов и русофобов есть свои места, где Вы можете отвести душу, полагая, что если переименовать, то все проблемы сразу и разрешатся. Если Вы такой патриот и так болеете за память о поручике, так вспомните о рагической судьбе его младшего брата, вместе с Вашим кумиром взошедшим на эшафот. Ах, да вам же – какая разница… Дерзайте!.

    Ответить
    1. Зверобой

      Вы правы. Русской историей и её здешних апологетов, к сожалению, интересуюсь мало.
      Зато помню своих национальных героев Литвы-Беларуси. И никакой трагедии в семье Будиловичей не вижу. Они герои, потому что воевали за незалежнасць ад Расеи. И они должны быть героизированы национальной историей Беларуси. Вот и вся правда. История для каждого народа может быть только национальной и никакой более.
      Как например, финский снайпер некий “Хюхля”…Его биографию не читал. Шчас гляну в вику…Точнее, Симо Хяюхя, он тоже родился в Росс. империи. Зато он кавалер Рыцарского Креста Маннергейма. За то, что собственноручно застрелил 500 советских солдат. И спас финскую нацию от русских. Если бы он этого не сделал, то вместо Финляндии была Карельская губерния, а вместо Хельсинки какой нибудь Ворошиловск..
      Тоже и в Беларуси. если мы не поставим памятник Будиловичу, то поставят памятник генералу Муравьёву, а в Беларусь пожалуют Гиркин с Бесом, как это произошло на Донбассе.

      Ответить
  11. Николай Петрушенко автор

    К княжеству Пруссия тех времен, которое давило польских повстанцев вместе и согласовано с царской Россией у Вас, разумеется претензий нет… И разбираться, согласны ли были братья Будзиловичи на существование ВКЛ у Вас вижу тоже желания нет. Русофобия туманом стелет на глаза?

    Ответить
    1. Зверобой

      К европейцам, как Старого, так и Нового света у нас претензий нет. Западная цивилизация приемлемая в любой форме, потому что Беларусь и есть Запад. Потому что эта цивилизация. В Евразии, то есть России – цивилизации нет. И никогда не будет. Вечная Северная Корея, Сомали, Верхняя Вольта с ядерной дубиной – как хотите.
      Так что все, кто воевал для разрушения российского Карфагена – приветствуются.
      И нет здесь никакой русофобии. Это ваши совковые выдумки. Если мне не нравится жить в Баншладеш, так что, я пакистанофоб? Почему я должен терпеть здесь совершенно органически чуждую нам русскую культуру, язык, историю, их империю, традиции? Пусть развивают это в России, но не здесь.
      Вы же не живёте по монгольским обычаям?

      Ответить
    2. Зверобой

      Вчера в США представили Айфон 6эс, а в России открыли два памятника Сталину.
      Это всё что нужно знать о цивилизационных перспективах России.
      И ваших публикаций тоже. Если будете здесь пропагандировать умирающую империю.. .

      Ответить
  12. Николай Петрушенко автор

    Оставайтесь при своём мнении! На нашем сайте – относительная свобода и довльно лояльное отношение к инакомыслию инсургентов…

    Ответить