Site icon Витебский Курьер

Фильмы, снимавшиеся в Витебске

Многие витебчане не догадываются, что наш родной город не раз попал в кадр известных фильмов. В каких фильмах “снялся” Витебск?

В принципе, все фильмы «с участием» Витебска снимала студия «Беларусьфильм», и ничего удивительного нет, что часть из ее фильмов снималась в нашем городе. Областных центров всего семь. Город как город, на тот момент — копия среднего русского городка нечерноземной полосы. Старого города (старинной части) в Витебске не было, не сохранился после немцев, церкви и костелы к тому времени коммунисты повзрывали — в общем, чем не город будущего из одинаковых бетонных коробочек?

Между делом: конкурс. Скажите, на каких фотографиях изображен Витебск, а на каких, к примеру – Липецк?

Первым советским фильмом, снятым в Витебске, стал «Про дракона на балконе, про ребят и самокат». Проходная лента о жизни геккона «Дракона», его хозяина — писателя-путешественника, и отгружающих эту нетрадиционную пару детей. В фильме, например на 7-8й минуте можно увидеть, как мальчик с биноклем вылезает через фигурную решетку дома номер 5 по улице Белобородова. Но это сейчас «Белобородова», а тогда это был Московский проспект.

Видимо, успех был оглушающим, и «Беларусьфильм» взялся снимать вторую ленту про Витебск: «Контрольная по специальности». Витебска в ней было тоже мало, разве что иногда на его улицы выходила главная героиня в поисках сюжета для интервью: где, как не в Витебске искать бывшего партизана для опроса? Витебск выдал себя трамваями, на которых любила прокатиться главная героиня. Кстати, по проспекту Фрунзе трамвай больше не ходит. Из других достопримечательностей можно увидеть мост Тысячелетия (пешеходный через Витьбу), а также — Ратушу.

Не успели прокатить в прокате «Контрольную…» и следом высоко оценить «Водителя автобуса», как Борис Шадурский, режиссер вышеперечисленных фильмов, стал снимать в Витебске еще одну ленту про героические дела с героическим названием «Друзей не выбирают». 4 серии… я не выдержал. Но если вам не терпится увидеть привокзальный старый Витебск…

Ну, и последним, снимавшимся в Витебске в прошлом веке, словно завершающим эпоху СССР, стал легкий боевичок «Наш человек в Сан-Ремо». Это опять «Беларусфильм», и по сюжету герой едет из Питера (тогда — Ленинграда) через Витебск на юг. В Витебске часть событий разворачивается в только недавно отстроенном амфитеатре «Фестиваля польской песни», позднее известного как «Славянский базар», а так же можно увидеть те фрагменты улицы Толстого, которых уже не увидеть никогда из-за построенной церкви.

По сути — всё.

Если не считать массового десантирования витебской дивизии ВДВ на витебских же военно-транспортных «семьдесят шестых» из Журжево в фильме «В зоне особого внимания». Практически всю сцену затем вырезали по соображениям цензуры, потому что военно-транспортные самолеты в СССР маскировали под обычные, раскрашивая под «Аэрофлот». Десантирование армии из гражданских лайнеров «Аэрофлота» военные консультанты посчитали то ли моветоном, то ли демаскировкой секретности, и всю грандиозность вырезали, оставив только небольшую часть. Ассистентам пришлось покадрово обрабатывать пленку, почти как в «Броненосце…» Эйзеншейна с той разницей, что в классике флаг рисовали, а в «Зоне…» – замазывали.

В нашем веке Витебск снимали два раза.

Первый раз в 2012 году в Витебск после Бобруйска заскочила съемочная группа фильма «Охота на гауляйтера». Это вольное переложения фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублютки»… Впрочем, шучу. В основе «Охоты…» лежат реальные события, однако, как и в «Ублютках…», режиссер переиначил все, что смог. Мазаник превратилась в Помазан, Осипова в Архипову, а гауляйтер из Кубе стал Краубе. Жаль, Гитлер в Витебск не заехал и с балкона Наполеона не произнес какую-нибудь речь, размахивая саблей…

Второй фильм «Шагал-Малевич» снимал легендарный режиссер Александр Митта, в том же 2012 году. Но теперь в Витебске снимали не эпизоды, а почти всю картину. Для этого, например, улицу Суворова засыпали песком, чтобы искусственно состарить. Сюжетно, конечно, сценаристы снова допустили ляпы, но наконец хоть кто-то смог объединить не только Шагала с Малевичем. В кадре на законных основаниях присутствует вдохновляющая часть — Витебск. Впрочем, витебской интеллигенции фильм все-таки не понравился. Придется, наверное, снимать самим? Готов сыграть эпизодическую роль!

* * *

Еще Витебск упоминается как минимум в двух фильмах. Это «Курьер», 57 минута:

– А это мой двоюродный брат, только вчера из Витебска приехал!

– Что-то он странный, твой брат…

– Тронутый немного, с молотилки упал…

 
И «17 мгновений весны», 24-я минута 10-й серии, Гельмут и радистка-пианистка в подвале ждут ребенка из приюта:

– Это… на фронте? – показывает на лицо (имея ввиду шрам)

– Да, на фронте… (…) Под Витебском. Я воевал там.

Если Гельмуту просто не повезло, то в «Курьере» Витебск предстает эдакой столицей «Дожынок»… Но зато и Витебск, и «Курьер» в одной строке. Как знать, может именно слово «курьер» из названия фильма про «упавшего с молотилки витебчанина» подсказало, какое название газеты нужно возродить.

Exit mobile version