В Орше состоялась областная конференция ОГП, в которой принял участие Анатолий Лебедько

Город

Председатель Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько выступил перед гостями и однопартийцами, рассказав о ситуации в Беларуси накануне президентских выборов, и ответил на вопросы собравшихся.

 

DSCN3484

Единственный вопрос, вынесенный на конференцию, проходившую 20 июня, касался участия ОГП в избирательной кампании. Ранее лидер ОГП был выдвинут от партии на президентские выборы. На сегодняшнем этапе идёт процесс формирования инициативной группы по сбору подписей. К участию в сборе подписей приглашаются как члены партии, так и иные добровольцы, которым небезразлична судьба страны.

Великие идеалы и «полная ж…»

Анатолий Лебедько рассказывал о своих поездках по Беларуси, во время которых он активно посещает рынки и контактирует с предпринимателями. Так, в Бресте ситуацию в частном бизнесе и состояние покупательной способности населения охарактеризовали именно этим всем понятным и актуальным сейчас словом «ж…». А в Орше добавили ещё и определение «полная …». Однако в целом, несмотря на критическую ситуацию, гражданская пассивность остаётся прежней.

Одна из задач предстоящих президентских выборов – произвести сдвиг в этом состоянии всеобщей беспомощности и прострации. Это одна из причин, по которой партия приняла решение в них участвовать. Анатолий Лебедько рассказал любопытную историю, свидетельствующую о диссонансе между внутренней готовностью людей к волевым актам самопожертвования и реальной глубокой пассивностью, охватившей социум:

«На встрече в одном из регионов мы обсуждали ситуацию. Хороший, достаточно конструктивный разговор был, обсуждаем, и дошли до формулировки ответа на вопрос «что делать?» И вот тут всё застопорилось. У меня интуитивно возникла идея провести такой мини-опрос. Я обращаюсь к этим людям, а они были из разных партий и общественных организаций. Я говорю им: «Вот, друзья, а если бы вообще возникла такая ситуация пожертвовать свободой за Беларусь. Кто готов на это?» Все стопроцентно подняли руки. Я иду дальше: «А вы знаете, а если так когда-нибудь произойдёт, что надо будет жизнь отдать?..» Люди друг на друга посмотрели, и примерно половина подняли руки. И тогда я говорю: «А вот сейчас, кто готов на волонтёрских началах участвовать в сборе подписей, здесь и сейчас конкретно?» Поднялось три или четыре руки. Во имя великих идеалов мы готовы и жизнь отдать. Но когда-нибудь… может быть… там… далеко…»

Памятник В.И. Ленину в Орше
Памятник В.И. Ленину в Орше

Подобное «виртуальное» состояние людей, их фиктивное гражданское существование, и позволяет власти жить относительно спокойно. Такого рода спокойствие и предсказуемость поведения народа приводит к сокращению рабочих мест, безумным «оптимизациям», установлению налога на жизнь (здесь мы говорим о пресловутом «декрете о тунеядстве»), и тому, что администрации раз за разом удаётся обеспечивать «правильное голосование».

Власть будет делать ошибки

«Выборов в Беларуси нет, но выбор есть», – как отметил Анатолий Лебедько, описывая ситуацию парадоксальности политической жизни в стране. На сегодняшнем этапе есть три сценария, которые воспроизвёл лидер ОГП: либо мы участвуем в нынешней кампании по правилам власти, и тогда будем соучастниками данного процесса и не более того; либо мы бойкотируем избирательную кампанию, что ничего не даст; либо мы участвуем, но пытаемся навязать свой сценарий, ставим свои цели и задачи.

DSCN3493

Кто говорит, что не надо участвовать, тот ничего не делает. Ведь, по словам Анатолия Лебедько, для многих наших граждан является откровением, что выборов в Беларуси фактически нет. Позиция бойкотирования не только ничего не меняет, но и обеспечит нынешней власти легитимность. Нужно не допустить легитимации итогов президентской кампании и довести до людей альтернативу ОГП.

Согласно Анатолию Лебедько, если произойдёт легитимация итогов избирательной кампании, на практике это может означать только одно: подпись Александра Лукашенко приобретает для международного сообщества юридическую силу и законность. Тогда навязывание власти у себя в стране можно осуществлять беспрепятственно. Но когда оппозиционная партия идёт на выборы со своей принципиальной позицией, она заставляет власть делать ошибки. Так было во время парламентской кампании, когда половину кандидатов от ОГП в эфир не пустили, что позволило зафиксировать международным наблюдателям реальность политической цензуры. Никто не признает такую кампанию.

На сегодняшнем этапе политической жизни в Беларуси бойкот президентских выборов создаст идеальные условия для Александра Лукашенко: «Если мы все скажем, что не участвуем в нынешней компании и сидим дома, что получится? Международные наблюдатели сюда приедут и увидят эту примазанную действительность, в которой у администрации не будет мотивации кому-либо препятствовать».

«Быть второй лягушкой…»

Анатолий Лебедько напомнил, что Объединённая гражданская партия провела огромный объём работы и сформулировала «Антикризисную программу для Беларуси», согласно которой предусматривается создание 1 000 000 новых рабочих мест. Актуальность данной программы не вызывает сомнений:

«Сегодняшняя экономическая ситуация оценивается экспертами как куда более худшая, нежели в 2011 году. Куда ни приезжаешь, везде одни и те же проблемы. В регионах зарплата скукожилась к трём миллионам белорусских рублей, и люди держатся за неё двумя руками, потому что если ты этого лишишься, то по прошествии шести месяцев станешь ещё и «тунеядцем». Ты 250 долларов должен будешь ещё и заплатить этому государству, тогда как в Финляндии, например, 1 200 в среднем платят человеку, который потерял работу. Настроения людей в отношении того, что нужны экономические перемены, созрели. Люди не созрели до каких-то действий, господствуют аморфность и безынициативность. Но нужно разговаривать с ними. Если мы не будем показывать, что у нас есть альтернатива, программа новых рабочих мест, а это для Беларуси сейчас крайне актуально, то люди ни к чему и не будут тянуться».

Провальное положение дел в экономике привлекает внимание населения к программам иных политических партий. А увеличение численности этих партий приведёт к усилению их воздействия, и, следовательно, будет способствовать отстаиванию интересов широких слоёв общества:

«Если мы остаёмся всё в тех же количественных параметрах, тогда нет выхода… Это означает, что нам надо увеличивать своё количество в разы. Каким образом? Темой политзаключённых, к сожалению, сегодня людей не зажжёшь. Темой свободы прессы – тоже не возбудятся. Только одно: когда мы говорим про экономику, когда мы говорим, что знаем, как делать рабочие места, и это вполне реально. В данной ситуации, если мы хотим увеличить количество участников политического процесса, мы должны идти к людям с экономической проблематикой, подтягивать их к себе… Только увеличив количество людей, которые вместе с нами, мы сможем стать силой, с которой будет считаться власть».

DSCN3470

В итоге Анатолий Лебедько акцентировал главные задачи на сегодняшний день: «Вот две главные задачи: не допустить легитимации итогов президентской компании, чтобы мы не потеряли страну, и использовать кризис для продвижения нашей экономической альтернативы и привлечения новых людей, которые сделают нас сильнее».

Лидер Объединённой гражданской партии призвал к осознанной активности в проведении нынешней избирательной кампании, напомнив поговорку, что «под лежачий камень вода не течёт». Всё будет зависеть от степени политического участия каждого: «Сейчас как раз идёт процесс сбивания этой команды, этих людей… Это подобно ситуации двух лягушек, которых кинули в молоко. Одна ноги выпростала и утонула, а другая била, била, и появилось масло, из которого она выкарабкалась. Я предлагаю быть вот этой второй лягушкой».

Наследники Штирлица

После выступления Анатолия Лебедько последовали злободневные вопросы и взаимные обсуждения, затрагивавшие экономическую, политическую и даже духовную тематику. Конечно, повторяющаяся уже в который раз ситуация, когда оппозиции не удаётся выдвинуть единого кандидата, не могла обойтись без соответствующего вопроса. Лидер ОГП отмёл расхожие домыслы об амбициях или борьбе за финансирование, отметив при этом, что в нынешней президентской кампании власть вряд ли будет непропорционально «злобствовать»:

«Я думаю, что здесь не обошлось без влияния внешних сил. Об этом многое мог бы рассказать Владимир Некляев… Если вы меня поняли – это главная причина. Всё остальное, когда говорят, что амбиции мешают, ну какие могут быть амбиции?.. Ни в одной кампании большого ресурса нет, то есть невозможно заработать на этой кампании. Это первое. Но возможно написать книгу в тюрьме, как я сделал в 2010 году. У нас власть непредсказуема. Я говорю всем, кто придёт участвовать в нашей избирательной кампании: мы можем сделать столько шагов, сколько можем, и самое главное для нас – это всё-таки безопасность человека. Но пока худшего сценария я не предвижу, потому что белорусским властям нужны деньги, 5 миллиардов долларов от Международного валютного фонда, которые они просят вот уже на протяжении последнего года. И им сказано, что это возможно, но только после того, как пройдёт президентская кампания. Это означает, что если она пройдёт по плохому сценарию, то денег не будет».

«Русский мир» как фактор деградации национальной экономики и белорусского социума

Выделялись также вопросы о непомерно амбициозном в современной внешней политике «восточном соседе», и о влиянии связей с Россией на экономическую и политическую жизнь Беларуси. В настоящее время становится всё более очевидно, что позиция «верного сателлита» не решает ни одну из проблем, напротив, ставит Беларусь перед целым набором тупиковых ситуаций:

«На сегодняшний день есть система, и это тупик. Экономический, потому что показатели, которые мы сейчас имеем – самые низкие в Европе. У нас один из наиболее высоких европейских уровней инфляции. У нас, на сегодняшний день, приблизительно 500 000 безработных, а на протяжении двух-трёх лет эта цифра превзойдёт миллион. Это экономический тупик. Но это и политический тупик, когда нет независимой судебной системы, когда нет парламента, местного самоуправления. Причём здесь ещё тупик и моральный. И тупик во внешней политике, потому что мы привязаны к России настолько, что в этом есть угроза для Беларуси. В том числе и в военном плане. Наличие российских военных баз не повышает безопасности нашего государства, наоборот, эти военные базы во время вооружённого конфликта, который возможен, всегда зона повышенной опасности. Потому что мы можем притягивать на себя военные удары… Безопасность Беларуси – это не российские военные базы на нашей территории, а правовые гарантии через тот же Будапештский меморандум, где зафиксирована ответственность всех сторон. Вот это и есть решение».

DSCN3459

Анатолий Лебедько подробно остановился на экономических проблемах, являющихся следствием «союзнических» связей с Россией. Причиной этих проблем стало желание идти по наиболее «простому» пути, который также можно назвать «путём наименьшего сопротивления». Он и привёл ко всему комплексу сбоев в системе управления экономикой:

«Людям мы скажем честно: эпоха кнута и халявы закончилась. Этот стиль правления: «Мужики, я сейчас «бошку» отверну!», – он уже не работает. Потому что экономика работает по своим законам, и сколько ты не кричи «бошку отверну!», всё равно инфляция растёт, все параметры, сформулированные на этот год, обваливаются, и ничего не получается. И заканчивается халява. Конечно, оно было хорошо для страны иметь до 15 % ВВП от халявы. Ты ничего не делаешь, а тебе раз, и 7 миллиардов дают. Глубочайшая стратегическая ошибка Лукашенко и его правительства заключается в том, что эти деньги не были пущены на модернизацию экономики. Если бы за 20 лет мы модернизировали экономику, то уже сейчас начали пожинать плоды. А мы 20 лет занимались тем, что ублажали желудок среднестатистического гражданина страны. Вроде бы и хорошо, но среднее поколение уже выросло и постарело, и думает: «А что же завтра будет?» А вот на завтра мы ничего не создали. Поэтому дешёвое, халявное – это не всегда стратегически хорошо. Конечно же, директору, к примеру, Оршанского льнокомбината работается хорошо, когда цены на нефть и газ в два-три раза дешевле, чем для Украины. Но если бы так было вечно… А так вечно не будет. Цены сейчас уравниваются, и украинцы, которые работали в худших условиях, они всё-таки выживают и приспосабливаются, появляются новые технологии энергосбережения и новые рынки, и они сейчас начнут потихоньку подниматься. А многие наши представители директорского корпуса просто не понимают, как работать, что на этом рынке искать. Он понимает, что у него дешёвая нефть, дешёвые энергоносители, и только в этих комфортных условиях он может работать. Мы не против России, мы за то, чтобы люди туда ездили, общались, работали, но мы говорим о том, что надо развивать европейское направление, потому что без этого нам будет полная “труба”».

DSCN3463

И ещё Анатолий Лебедько отметил опасные тенденции, проявляющиеся в повальных призывах к насилию со стороны российских СМИ. Подобного рода передачи, на его взгляд, нужно в Беларуси перекрывать в соответствии с правовыми внутригосударственными и международными стандартами. Укрепление национального суверенитета является ответом на внешнеполитические вызовы:

«Но самая главная безопасность от «русского» или какого-либо другого «мира» это, конечно же, укреплять независимость страны, решать экономические проблемы. Когда люди будут жить богато, состоятельно, когда будет развиваться белорусская культура, это и есть гарантии безопасности и предупреждения влияния того, что мы называем «русским миром». Однако данная проблема теперь не только белорусская, она становится уже общеевропейской».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий