известие, взбудоражившее город 55 лет назад
«Витебский курьер» рассказывал о катастрофах Витебского трамвая, случавшихся в 1930-е годы. Однако старейший вид городского общественного транспорта не отличался безаварийностью и в послевоенное время.
К сожалению, сведений о крупных авариях в архивах почти не сохранилось. Не писала о них и местная пресса.
Только память витеблян смогла донести до нас рассказы о трамвайных катастрофах прошлых лет. Об одной из ужаснейших аварий аварий рассказала Татьяна Котович.
Произошла эта катастрофа в первой половине 1964 года в самом центре Витебска, на площади Свободы. В те годы площадь была еще не такой широкой, как в наши дни. Южную ее сторону занимал комплекс старинных домов, снесенных в 1984 году.
Крайний из них перегораживал улицу Гоголевскую (так тогда называлась улица Ленина на участке до площади Победы), сразу возле него главная городская магистраль делала резкий спуск вниз, в «яму» у нынешнего «синего дома», в месте, где сейчас находится «Пирамида». Далее следовал столь же стремительный подъем в гору.
Улица Гоголевская была не только крутой, но и узкой, причем у выезда на площадь Свободы приходилось как-то разъезжаться автомобилям, автобусам и трамваям. Главная площадь Витебска была крупным трамвайным узлом, откуда рельсы вели к ратуше, в район нынешней площади Победы и на проспект Фрунзе. Вот на этом перекрестке и произошла катастрофа.
По словам Татьяны Котович,
На площади Свободы трамвай поворачивал на проспект Фрунзе и врезался в автобус. Это была такая страшная авария. Я ее не видела. Я в это время стояла в очереди на молочной кухне (подвальчик, где сейчас кафешка в Белинвестбанке на Ленина, угол проезда Гоголя) за бутылочками с молочными смесями для только что родившегося брата. Очереди там всегда были большие. Вдруг мы услышали страшный звук. Такой, знаете, металлический и сильный и крики… Когда спускалась потом вниз к площади (а это был сильный спуск по Ленина, бывшей Гоголевской, вниз), увидела протараненные трамвай и автобус, и кровь, и голову.
Сколько людей пострадало в катастрофе в тот день, неизвестно – в архивах и подшивках газеты «Витебский рабочий» нам не удалось найти таких сведений. Однако, как вспоминает Татьяна Котович, авария взбудоражила весть город. Многие боялись, что могли погибнуть их родственники, ехавшие в трамвае и автобусе.
В 1966 году улицу Гоголевскую, успевшую стать частью улицы Ленина, выровняли и расширили. В 1973 году было закрыто движение трамваев по улице Ленина от площади Свободы до площади Ленина, а 10 лет спустя – на всей улице Ленина и в начале проспекта Фрунзе. 14 марта 1984 года были снесены исторические здания в начале проспекта Фрунзе.
Площадь Свободы стала более безопасной, но лишилась своей неповторимой красоты.
5 крупных происшествий с витебским трамваем, о которых помнят до сих пор.
Вот ещё одна авария про которую писала газета Витьбичи в 1997 году https://transphoto.ru/photo/1206531/
Спасибо!