По каким категориям граждан ударит Декрет о тунеядстве

Обзоры

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» затронет сотни тысяч белорусов. Какие категории граждан в первую очередь окажутся под ударом, попытались разобраться в Белорусском институте стратегических исследований (BISS).

_1
Фото Александра ЧУГУЕВА

 

В работе аналитика BISS Андрея Елисеева «Декрет о социальном иждивенчестве: стрельба в темноте», дается типология групп граждан, кого напрямую затрагивает декрет, и их примерная численность. Как будут вычислять тунеядцев, сообщила так же Марианна Щеткина.

При этом, в работе BISS отмечается, что сам Декрет №3, ставя своей целью «предупреждение социального иждивенчества», не дает классификации затрагиваемых групп граждан. Документ лишь перечисляет категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора, наряду с занятыми в экономике и зарегистрированными в службе занятости безработными. Если все же попытаться определить группы населения, которые попадают под действие декрета, его противоречивость становится еще более очевидной.

Вот перечень определенных в работе BISS таких категорий:

Лица, имеющие источник дохода, но не уплачивающие налоги.  Предположительно, число таких граждан может составлять 100–200 тыс. человек. Причем это далеко не только лица, которые, например, живут с доходов от пограничной торговли или являются злостными сознательными неплательщиками налогов. Так, тысячи молодых специалистов вынуждены работать на предприятиях негосударственной формы собственности без официального оформления. Часть фрилансеров и занятых удаленной работой белорусов, которые по белорусскому законодательству считаются незанятыми, также попадают в эту категорию. Введение сбора со среднестатистического «иждивенца» никоим образом не является панацеей в решении проблемы нелегального трудоустройства и неуплаты налогов. Решением могут послужить такие меры, как совершенствование налогового и трудового законодательства, а также улучшение деятельности налоговых и других компетентных органов.

Временные и постоянные мигранты. Прежде всего, это неофициально занятые на российском рынке труда белорусы, число которых может превышать 200 тыс. человек. Называть эту категорию людей «тунеядцами» неправильно по той причине, что попадают они под это определение не из-за своего праздного образа жизни, а из-за фактической ситуации на российском рынке труда. Наниматели зачастую не регистрируют белорусских (и не только) работников, чтобы избежать уплаты налогов и отчислений. На практике под действие Декрета попадут те трудовые мигранты, которые не смогут документально подтвердить свое отсутствие в стране более 183 календарных дней в году. Еще около 20 тыс. белорусов постоянно проживают за рубежом (Польша, Германия, Россия, США и др.), сохраняя при этом формальную регистрацию в Беларуси. Не приезжая или очень редко приезжая в Беларусь, они и не отягощают государственную социальную систему.

Лица, ведущие асоциальный образ жизни (бездомные, неработающие алкоголики, наркоманы).  Ориентировочно,  их численность составляет 15–30 тыс. человек. Пожалуй, именно они больше всего подходят под определение «тунеядцев» и соответствуют заявленной цели Декрета о «предупреждении социального иждивенчества». Однако, практическая польза документа в отношении этой категории населения представляется весьма сомнительной. Что касается бездомных граждан, то в связи с отсутствием пребывания по формальному адресу регистрации либо с отсутствием регистрации как таковой, госорганы вряд ли смогут их вычислить или привлечь к ответственности. Граждане, ведущие асоциальный образ жизни, будут не в состоянии уплатить сбор и лишь загрузят судебную и пенитенциарную системы при минимальной финансовой выгоде для общества и государства от их принудительного труда.

Безработные граждане трудоспособного возраста (то есть незанятые в экономике, но активно ищущие работу), не зарегистрированные в службе занятости. Как уже говорилось ранее, из-за неэффективной системы поддержки безработных, стимулы проходить такую процедуру для большинства ищущих работу граждан отсутствуют. Число таких безработных может составлять до 100 тыс. человек. Речь в данном случае о безработных, которые не в состоянии найти подходящую работу на протяжении полугода в течение календарного года (согласно Декрету, нужно быть занятым 183 дня в году), а не об общем количестве безработных, число которых в Беларуси в отдельно взятый момент составляет 200–300 тыс. человек.

Граждане, не имеющие нелегальных источников доходов и живущие за счет своих сбережений либо средства своих близких и родственников. Число граждан такой категории может составлять 10–30 тыс. человек. С одной стороны, это могут быть финансово обеспеченные люди, которые по какой-либо причине не считают для себя нужным временно участвовать в трудовых отношениях. Причем за годы работы они могли уплатить объемы налогов и отчислений, намного превышающие среднестатистические показатели. Получается, Декрет их обязывает уплачивать налог на отсутствие трудоустройства, что противоречит Конституции.

С другой стороны, к этой категории принадлежат также граждане, которые вынужденно не работают и принадлежат к низко- и среднеобеспеченным слоям населения. Например, перенесшие серьезную операцию или болезнь и имеющие ограничения по здоровью, но не получившие при этом инвалидности.  Если ограничения по здоровью не позволяют быть занятым на прежней работе без ущерба для себя (например, вредное производство), а доступные вакансии не по специальности предлагают очень малое вознаграждение, то человек и его близкие могут принять решение о целесообразности временно не вступать в трудовые отношения, а заниматься домашними делами и/или собственным здоровьем. То же самое относится к случаям, когда один из членов семьи присматривает за престарелым родственником, который, согласно заключению официальной комиссии, не требует специального ухода. Фактически, государство вмешивается в семейные дела и наказывает рублем домохозяйства, которые нельзя назвать «тунеядствующими». Применение Декрета №3 в отношении этих граждан ставит под сомнение цель достижения большей социальной справедливости.

Как отмечает Андрей Елисеев, санкционированная государством дискредитация тысяч граждан путем применения к ним ярлыка «тунеядцев», в то время как они таковыми не являются, не способствует формированию доверительного отношения к органам власти. Более того, ссылаясь на социальную справедливость при принятии декрета, государство вскрывает ящик Пандоры со многими риторическими вопросами, касающимися справедливости существующей социально-экономической модели и системы налогообложения в стране. «Например: почему граждане, не имеющие нелегального дохода и живущие за счет собственных сбережений и доходов близких, с которых уже уплачены подоходный налог и отчисления в ФСЗН, определяются в качестве “тунеядцев”, а работники убыточных промышленных предприятий, существующих за счет государственных дотаций – нет?» – приводит один из таких вопросов аналитик BISS.

Смотрите так же, как будет искать тунеядцев государство?

По информации ej.by

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Евгения Москвина

    Очень смешат попытки заставить работать асоциалов. Пример: Дубровно, моя подруга пошла там на биржу с просьбой устроить ее хоть уборщицей, все-таки 7 детей! Ответили: в уборщицах у нас пьющие мамки, лишенные родительских прав. И пусть они не приходят на работу, либо приходят, но уже пьяные, выгнать никак нельзя, потому как с них надо алименты снять. Как вам справедливость?

    Ответить
  2. dmitry

    “неофициально занятые на российском рынке труда белорусы, число которых может превышать 200 тыс. человек” – самая многочисленная категория “тунеядцев”, бред, стричь деньги в бюджет таким образом не есть красиво.

    Ответить