Торф как лекарственное средство

Общество

Что мы знаем о лечебных свойствах торфа отечественных болот?

DSCF3262
Академик И.И. Лиштван. Январь 2015 года.

Академик Иван Иванович Лиштван родился в 1932 году  в деревне  Большая Дойнова ныне Воложинского р-на Минской области. До сентября 1939 года этот регион, как и вся Западная часть Беларуси, входил в состав Польши. О польском времени на протяжении нашей встречи в Институте природопользования НАН Республики Беларусь академик вспомнил, когда речь зашла о первом знакомстве будущего известного ученого с торфяным болотом.

Как начиналась любовь к торфу и болоту 

Оказывается, в раннем детстве Иван вместе с отцом, как и сотни тысяч крестьян, заготавливал торф на близлежащем болоте для использования его в качестве топлива. Леса в Польше были (и есть)  в частной собственности, воровать лес, как в колхозе было трудно, и деревня вынуждено обогревалась зимою высушенным за лето нарезным торфом. А в БССР в то время колхозы имели собственные леса, и лес никто не считал

В сентябре 1939 года отец будущего академика  был призван по мобилизации в Польскую Армию. Во время отступления он попал под бомбежку авиации фашисткой Германии и получил тяжелое ранение. Раны затягивались долго, и по этой причине отец мечтал видеть сына паном доктором. Поэтому будущий академик после окончания средней школы повез в Минск свой аттестат зрелости для поступления в медицинский институт. Судьба распорядилась иначе. В поезде Гродно —  Минск, случайно встретившись со сверстниками, вместе с которыми участвовал в республиканской олимпиаде по физике, он подал документы в Минский политехнический институт. Вскоре дипломированный горный инженер был назначен начальником участка по добыче торфа в своей родной деревне. Чтобы кратко представить процесс трудовой закалки производственников советского времени, достаточно привести две цифры. Разработка месторождения торфа под началом молодого руководителя велась на площади более 1000 гектар. На вскрышных работах было задействовано свыше 100 бульдозеров. Сюда, на глухое болото, однажды дозвонились из Академии наук  БССР и предложили передовику производства, которого ученые помнили по прекрасной дипломной работе, возможность учиться в аспирантуре города Москвы. В Калининском политехническом институте будущий академик защитил кандидатскую и докторскую диссертации, после чего ЦК Компартии Беларуси отозвал его на малую Родину, где Иван Иванович Лиштван в 1973 году возглавил Институт торфа.

К тому времени в БССР уже более 10 лет производился торфяной воск, а в 1971 году Государственный комитет при Совете Министров СССР по науке и технике принял решение о реконструкции опытного завода горного воска мощностью более тонны в сутки.

Эта задача была успешно решена, и в результате на складах в г.п. Свислочь… скопились невостребованные запасы. Такое случалось в плановой, или как позже ее назовут административно-командной экономике. Пришлось новому директору Института торфа с портфелем в руках, наполненным образцами химической продукции, ехать в Москву и презентовать их среди знакомых производственников. Позже Иван Иванович Лиштван вместе с рукодителем завода горного воска был телеграммой с пометкой “Правительственная” вызван в Кремль, где получил задачу — утроить производство востребованной продукции. Бурно развивающаяся космическая и авиационная промышленность требовала сотни тонн горного воска в качестве незаменимого модельного материала для высокоточного литья. Продукция из белорусского торфа нашла применение и в медицине.

Вспоминает академик Лиштван:

—  На одном из очередных совещаний в Кремле, где генералы с большими звездами требовали от завода горного воска больше продукции и лучшего качества, судьба свела меня с фронтовиком, которого несколько десятилетий мучили трофические язвы. Врачи “кремлевки” были бессильны в борьбе с последствиями множественных осколочных ранений спины на Курской Дуге. А горный воск из белорусского торфа победил тяжелое заболевание! Сегодня белорусские ученые активно работают над разработкой новых видов фармацевтической продукции из привычного нам торфа. Беларусь не случайно в советское время называли торфяным Донбассом!

Старая слава торфа новую любит

После встречи с академиком Лиштван я позвонил в г.п. Свислочь на некогда знаменитый завод, где мне любезно предложили партию горного воска… из нефти. На официальном сайте ОАО «Завод горного воска» сообщается: «В 1994 году в силу ряда обстоятельств, производство торфяного воска было прекращено. Выпуск модельных составов начал осуществляться на основе альтернативных восковых композиций…». Относительно дешевая нефть побеждает и на фармацевтическом рынке лекарственного сырья. Если врачи прописали вам лечебную процедуру в виде парафиновых ванн в кабинете физиотерапии, можете быть уверены, что носителем  эффекта теплолечения там будет воск из нефти.

А способен ли этот нефтяной эквивалент на равных заменить некогда знаменитое лекарственное сырье из белорусского торфа? Нет! И еще раз нет!

Фото горный воск из торфа
Фото образца горного воска из личной коллекции автора

Воск из нефти является химически чистым веществом. А сила горного воска из торфа в том, что он несет в себе еще и лечебный эффект разнообразных микроэлементов. Так и хочется вспомнить навязчивую рекламу советского времени «Летайте самолетами «Аэрофлота!» и, перефразировав ее содержание, призвать читателей: «Требуйте в лечебницах Витебщины парафиновые ванны из горного воска отечественных болот!“»

К сожалению,  в погоне за тысячами тонн нужных стране и востребованных на мировом рынке продуктов переработки нефти как-то забывается, что есть в нашей стране возможность и малотоннажного производства лекарственного сырья из уникальных месторождений торфа родных болот. Обилие залежей этого ценного сырья на Витебщине, о чем мы уже писали, ставит в повестку дня вопрос о внедрении в производство достижений белорусских ученых.

Фото патенты И нститута при родопользования
Десятки патентов бывшего Института торфа — свидетельства высокого уровня отечественной науки.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий