Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта

Авторские статьи

на примере городов Литвы, Финляндии и США

В начале ноября многих испугала новость о том, что в Витебске в районе вокзала больше не будет ходить трамвай. И пусть теперь мы знаем, что это временно, а рельсы, возможно, вернут после реконструкции, но вопрос остается открытым: нужен ли трамвай современному Витебску?

Мы разобрали 5 основных преимуществ и несколько недостатков этого транспорта.

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Трамвай КТМ-5 (слева). Фото Анастасии Вереск

1. Экологичность

Трамвай загрязняет воздух гораздо меньше, чем автомобили, поэтому он стал транспортом будущего для европейских стран, где почти у каждого жителя есть своя машина. Например, Литва, как член Евросоюза, обязалась на 9% уменьшить негативное воздействие на экологию до 2030 года. Пока что выбросы только растут, во многом благодаря большим городам. В Вильнюсе эту проблему предлагают решить с помощью трамвая и велосипеда. Они же помогут справится и с заторами в центре города в час пик. По словам Дайнюса Крейвиса, претендента на пост мэра столицы, которые цитирует ru.DELFI:

Трамвай отлично подошел бы, выйдя из него, дальше можно ехать на самокате в офис или на рабочее место. Эта общая система интеграции отличная.

Бывший мэр Вильнюса, Артурас Зуокас, также считает трамвай хорошей идеей и говорит, что конкурс на создание трамвайной сети можно объявлять «хоть завтра».

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Старый трамвай в Вене. Фото Анастасии Вереск

2. Борьба с пробками

Пробки в час пик – это ежедневная проблема не только Вильнюса, но и многих других городов. Если пути уложены правильно, есть выделенная полоса, а дорожное движение организовано, трамвай может развивать высокую скорость и успешно обходить все транспортные заторы.

3. Трамвай вмещает больше пассажиров, чем автобус или троллейбус

Правда, это больше касается новых вагонов. То, что трамваи выгоднее других типов транспорта, можно показать на примере Финляндии. В местном городе Турку, где живет около 200 000 человек, все трамвайные пути были разобраны еще в 1970-ых, а спустя 40 лет власти города уже пожалели об этом решении. В интервью БалтИнфо с Миккой Лааксонен, членом Городского совета Турку и автором книги «Turku tramways», он назвал трамвай более выгодным, чем даже троллейбус.

Мы изучали опыт Зальцбурга, где существует прекрасная сеть троллейбусных линий. Кроме того, сотрудничали с Каунасом и Вильнюсом. Главная проблема троллейбуса – вместимость. Она такая же, как и у автобуса. Мы же планируем увеличить пассажиропоток на 50%. 

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Современный трамвай в Берлине. Фото Анастасии Вереск
Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Современный трамвай на улице Вены. Фото Анастасии Вереск

По словам эксперта, с проблемой поможет справится трамвай, за счет увеличения состава.  Закрыв трамвайные линии, город Турку потерял десятки миллионов евро, а теперь возвращение трамвая требует больших инвестиций.

4. Безопасный транспорт

За счет свой массы, изоляции от основного потока транспорта и крепкого корпуса, который позволит выдержать большую нагрузку, трамваи считаются одним из самых безопасных видов городского транспорта. При этом, риск, что пассажира при высадке или посадке может ударить током, практически отсутствует. Одна из вероятных опасностей трамвая – большой тормозной путь.

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Трамваи в Остраве, Чехия. Фото Анастасии Вереск

5. Историческая ценность

Для Витебска трамвай – это большая историческая ценность, в нашем городе была построена первая в Беларуси трамвайная система. Еще в 1980-ых витебский трамвай ходил даже по центральным улицам Ленина и Фрунзе. Две старейших городских линии, построенные в период  1898-1917 годов, вели от площади Победы до Смоленского рынка и от транспортного депо до вокзала. Изменились и сами вагоны, в начале 2000-ных перестали ходить РВЗ, которые называли «буханками», а сейчас депо распродает старые вагоны модели 71-605 (КТМ-5)

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта
Разобранные пути помечены на карте зеленым пунктиром. Фото Анастасии Вереск

Главными недостатками городского трамвая можно назвать высокую стоимость вагонов и прокладки путей, при плохом качестве рельсов он также будет раздражать шумом, хотя в современных вагонах этой проблемы больше нет.

Современную ситуацию с трамваями также прокомментировал историк Вячеслав Голубев, который не раз выступал для нас экспертом по трамвайным вопросам:

В мире огромное количество примеров городов, которые решили возродить или даже с нуля построить трамвайные системы: Лос-Анджелес, Вашингтон, Хьюстон. В Сан-Франциско трамвай стал настоящим символом города, настоящей достопримечательностью у туристов. За последние 2 года в Евросоюзе было реконструировано и построено больше 200 километров новых трамвайных линий. Трамвай, наравне с автобусом и метрополитеном,  в развитых странах становится основным видом городского транспорта. 

Поэтому, если Витебск хочет быть современным, чистым и удобным городом, придется развивать трамвайную сеть, а не расширять полосы для автотранспорта.

Предлагаем вам также пройти тест на нашем сайте Узнай, какой ты витебский трамвайный вагончик.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр Бутер

    Все это справедливо, но в реалиях нашего города все не так радужно. Под трамвайные пути отчуждены большие площади, по которым можно было бы пустить транспортный трафик (ул. Гагарина, Титова и т.д.), на перекрестках трамвайные пути создают неудобства для автомобилей – ресурс подвесок однозначно не увеличивают. К тому же трамваи элементарно шумят и создают вибрации. Нужно либо постепенно отказываться от трамвая в пользу тех же электробусов и троллейбусов, либо полностью модернизировать трамвайные пути и поменять вагоны на современные. Но последний вариант маловероятен в наших экономических реалиях…

    Ответить
  2. SВіктар

    Развивать нужно и трамвай, и троллейбус, и автобус. Каждый из этой троицы по-своему незаменим и должен дополнять и усиливать друг друга. Проблема нашего трамвая в недостаточном внимании к нему со стороны городского начальства или непонимании значения его как вида и его потенциала. Это недостаточность финансирования на тех. обслуживание в должном объёме, ремонт вагонов, отсталость сети маршрутов от развития города и др..
    Развитие сети маршрутных такси также плохо сказывается на состоянии ОТ. Отбирая немалую часть пассажиров (особенно тех, кто платит за проезд) у того же трамвая, маршрутки вносят свою лепту в деградацию общественного транспорта. Теряя прибыль и умножая убытки трамвай (и др. виды традиционного ОТ) в глазах чиновников начинают выглядеть как что-то ненужное и обременительное для госбюджета. При этом, если трамвай увезёт вас в 5 часов утра или в полночь, то маршрутка – вряд ли. Потому как в первом случае это социальное обслуживание, а во втором – бизнес. И бизнес не может работать без прибыли.
    И здесь перспектива уничтожения трамвая в городе вполне себе реальна.

    Ответить
  3. SВіктар

    Немного уточню: вагоны марки РВЗ ушли с улиц Витебска в 2013г..

    Ответить
  4. Александр Холод

    А почему никто не думает о прогрессе и перспективе?Например о монорельсе?Почему все так уперлись в этот средневековый хлам?Если это историческая ценность-то ей место в музее.А жить нужно в ногу.И как правильно сказал комментатор-слишком много места под пути,вопрос экологичности тоже слишком условный-пыль и шум.О дороговизне рельс и говорить нечего,вдобавок к этому всё лежит коряво,как на перекрестках Московский-Смоленская или Московский-Ленина-Черняховского.Тот же троллейбус намного экологичнее и дешевле.

    Ответить