как выглядит депо изнутри, сколько там осталось старых вагончиков и как заказать трамвай на праздник
Пусть себе Витебск известен богатой трамвайной историей, для нас это – повседневность. Каждый день трамваи бегут по маршруту, мы привыкли к ним так же, как к параду на День Победы или к толпам туристов на «Славянку». Но даже в повседневности есть много интересных историй. Для того, чтобы рассказать вам некоторые из них, мы побывали там, где ночуют витебские трамваи – в депо.
1.Про знаменитые «буханки»
Самым известным витебским трамваем можно назвать рижские вагончики РВЗ-6М2 в народе – просто «буханка». По ним ностальгируют в соцсетях, именно такой трамвайчик возит нас на экскурсию во время Дня города. В витебском трамвайном депо таких «буханок» всего три. Одна из них была переделана под экскурсионный вагон, а две другие доживают свой век на задворках.
Почему так получилось, нам рассказал Вадим Михайлович, заместитель начальника трамвайного депо по эксплуатации:
Самый старый ходовой вагончик в депо – это экскурсионный, еще два таких стоит на списание. После этого их, скорее всего, утилизируют. Были переговоры со Смоленском, они собирались забрать у нас один такой трамвайчик, но что-то пока не выходит, не знаю, по каким причинам.
Кстати, по информации сайта Белтранспорт, в середине 2000-х годов в Витебске оставалось 34 вагона РВЗ.
2. Как заказать себе персональный трамвай
Кстати, экскурсионный вагон пользуется популярностью. Особенно, в сезон свадеб и выпускных. Каждый желающий может заказать новый или старый трамвай и устроить себе личный праздник. Расходы тоже будут зависеть от ваших запросов: цены варьируются в зависимости от стоимости электроэнергии и стоимость поездки рассчитывается исходя из затраченного времени и маршрута.
Мы инструктируем водителя и он приезжает в назначенное время. Зимой таких заказов меньше, но в летнее время – прилично. Заказывают на встречи рассветов, на второй день свадьбы, когда нужно собрать гостей на определенных остановках. Был интересный случай, когда молодой человек сделал первое свидание на трамвайчике. Он его украсил, и, я думаю, девушке было очень приятно.
Чтобы заказать трамвай, можно обратиться в в службу движения филиала «Городской электрический транспорт г. Витебска» ОАО «Витоблавтотранс» (телефон 68-73-46) и согласовать маршрут.
3. Про самый старый трамвай в депо
Самым старым по праву можно назвать синий вагончик серии «Х» московского завода. Называется она так по букве первого города, куда трамвай пошел для массовой эксплуатации – Харьков. Это не макет и не копия: настоящий восстановленный трамвайный вагон, в котором обновили кузов, сделали новые скамейки внутри и поменяли обшивку. Чтобы поставить его на постамент, понадобилось несколько дней работы.
Ведущий инженер-технолог депо Сергей Анатольевич вспомнил и несколько курьезов, связанных с синим вагоном:
Один раз его просили у нас поснимать киношники. Но начальник им, помню, сказал тогда: пожалуйста, только сами берите и сами назад ставьте. Три дня работали, чтобы его на постамент поставить. А был еще у нас самый старый спецвагон, которым снег чистят, и на него с этого трамвая даже деталь снимали. Тот снегочист ломался по нескольку раз в день, сейчас его уже списали.
Подробнее про «синий вагон», а также про новый памятник трамваю, вы можете прочитать на нашем сайте.
Кстати, в витебское депо иногда приезжают «трамвайные» энтузиасты, чтобы пофотографировать технику. Например, были туристы из Германии и Санкт-Петербурга.
4. Про необычное украшение
В одном из помещений депо можно найти необычное ретро-украшение: старый советский плакат. К нему здесь уже все привыкли, по словам мастера на этом участке, плакату уже больше 30 лет.
5. Что изменится в витебских трамваях в ближайшее время
Гостей из Минска часто удивляет, что в Витебске старые трамваи до сих пор можно встретить на линии. На самом деле, их осталось у нас не так много: это вагоны КТМ-5М3 и КТМ-71 608 Усть-Катаевского завода. Как пояснил нам Вадим Михайлович:
Они уже достаточно выработали свой ресурс. Если все будет хорошо, на этот год планируется закупка новых моделей вагонов. И тогда мы уже достаточно серьезно обновим наш трамвайный парк.
Кроме того, скоро на наших трамваях появится GPS-оборудование, которое позволит отслеживать их движение онлайн.
В планах у нас было также закупить около четырех троллейбусов на автономном ходу. Они смогут двигаться около 15 км без подключения к контактной сети: такие троллейбусы просто опускают штанги и едут на аккумуляторах. Это позволит нам наладить троллейбусное движение даже с микрорайоном Билево.
Несмотря на удобства современной техники мы, признаемся честно, будем скучать по старым трамваям на улицах Витебска. А вы?
Больше интересного про историю витебского трамвая читайте также на нашем сайте.
Помню этот плакат со своего детства когда отец работал часто брал меня к себе на работу а еще катался на старом трамвае правда он тогда был красного цвета и трамвай КАФЕ!!!
в Витебске был трамвай-кафе? ого..
Что за JPRS-оборудование? Как слышу так и пишу? Уже ДЖИ-ПИ РЭ-ЭС бы написали. Может все таки GPRS или GPS?
Это опечатка благодарим за внимательность!