и как в нашем городе история «была порезана по плану на металл»
Витебск – первый город в Беларуси, где был запущен трамвай. Напомним, что это случилось в июне 1898 года.
К сожалению, сегодня об этом мало кто знает, особенно туристы, приезжающие в Витебск.
Кроме памятников трамваю, у нас и показать то нечего, – рассуждает историк Вячеслав Голубев. – Есть огромный потенциал, но мы его не используем. Ну не интересно людям рассматривать старые фотографии в музее (при желании они могут их найти и в интернете), им хочется что-то потрогать, увидеть, прокатиться, но вся история у нас была порезана по плану на металл.
Вячеслав рассуждает, как было бы здорово, если бы памятник трамваю на территории депо не просто стоял под лучами палящего солнца, проливным дождем и сильным снегопадом, а выполнял бы свою основную функцию – ездил по городу хотя бы на праздники, например, во время «Славянского базара».
Напомним, что экскурсовод Владимир Ткаченко рассказывал о европейском опыте использования старых трамваев. Прочитать об этом можно здесь.
Пока же у нас раз в год запускают экскурсионный трамвай, построенный в 1987 году в Риге. А между тем в депо есть более старые вагоны, которые могли бы способствовать привлечению туристов в город.
Самый старый сохранившийся до нашего времени трамвайный вагон в Витебске, который можно считать и старейшим в Беларуси, виден через забор трамвайного депо.
Во время оккупации Витебска во время Великой Отечественной войны почти весь трамвайный фонд города был или уничтожен, или значительно поврежден. После освобождения довоенные трамваи ремонтировали и реставрировали, и в 1947 году они вновь вышли на линию, в том числе и этот голубой вагон.
«Для Беларуси это действительно уникальный вагон. Выпуск этих трамваев начался в 1925-1928 годах, а в Витебск они стали поступать в 1931. В одном из номеров «Витебского рабочего» вышла статья о том, что в городе проложена новая широкая трамвайная линия на Марковщину, и по ней пойдут новые вагоны. Этот трамвай – один из них».
Действительно, первые несколько десятилетий трамваи в Витебске ходили по узкой колее, ширина которой составляла 1000 мм, а уже с 30-х годов начался переход на широкую колею (1520 мм), которая используется и сегодня.
Отремонтированные после войны вагоны ходили по витебским улицам до конца 60-начала 70-х годов, затем были списаны. В процессе эксплуатации вагоны модернизировались: например, голубой вагон когда-то имел две кабины управления, но затем вместо одной из них была оборудована пассажирская площадка.
«Дело в том, что раньше в Витебске первые трамвайные маршруты заканчивались тупиками, и только в 1930-е появились разворотные кольца. Тогда и стала отпадать необходимость во второй кабине. Однако избавлялись от нее (и, соответственно, от дверей с другой стороны) уже в процессе модернизации. Кроме этого, изначально двери в этом вагоне вручную открывали либо пассажиры, либо кондуктор, зачастую их не закрывали вовсе. А в представленной модели двери уже имеют привод. И, конечно, этому вагону повезло. Когда в Витебске в 70-80-х годах резали старые трамваи на металл и заменяли новыми моделями, потому как нужно было выполнять план, он уцелел благодаря тому, что его приспособили под вагон-буксир, который должен был таскать другие трамваи по территории депо и не только».
Уникальность этого вагона еще и в том, что его можно увидеть в фильме о «Витебске» 1987 года, а еще именно он открывал движение по отремонтированной к столетию трамвая линии по Черняховскому проспекту в 1998 году.
15-минутный ролик о Витебске 30-летней давности можно посмотреть здесь.
Уверен, что этот вагон и сегодня на ходу, разве что, по имеющейся у меня информации, сточились колеса, но их возможно или заменить, или отремонтировать. Конечно, на это нужны время и средства, зато какая туристическая фишка появилась бы у города, если бы такой трамвай поехал бы по улице.
Что касается вагона, который установлен у входа в депо, то он является копией первого трамвая, пущенного в Витебске в 1898 году, и был открыт в 2013 году к 115-летию витебского трамвая.
Немногие знают, что построен трамвай на базе снегоочистителя 50-х годов. В свое время он чистил улицы от снега, затем долго стоял в депо, а в 2010-2012 году решили проверить, на ходу он или его пора списать. Снегоочиститель запустили, а он загорелся: за время простоя некоторое оборудование вышло из строя, потому и случился пожар. В результате пострадала деревянная обшивка, но, главное, – осталась ходовая часть.
По словам Вячеслава, ходовую для создания памятника пришлось заузить, потому как первый витебский трамвай ходил по более узкой колее. Колеса на памятнике также не оригинальные, а сам деревянный корпус делали по аналогии.
Вторым вагоном стала основа одного из списанных витебских вагонов 80-х годов, которую для создания памятника «состарили». Корпус здесь также новодел, но похож на оригинальный. Кстати, открытый вагон использовался только в летнее время, а зимой всем желающим приходилась вмещаться в один вагон, ехать на ступеньках, потому нередки были случаи травматизма.
Я считаю, гораздо интереснее наблюдать памятник в действии. Можно, например, на одной из улиц восстановить участок узкоколейного полотна и катать пассажиров, как это делается в Европе. И очень надеюсь, что это когда-нибудь случится, – подытожил Вячеслав.
А какие еще идеи для привлечения туристов в Витебск предлагали опытные экскурсоводы смотрите здесь и здесь.
Виден через забор…этим всё и сказано)