Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле

История

Забытая история: восставшее из пепла «гнездо повстанцев» и дом потомков знаменитых и знатных родов

Как много белорусских деревень еще хранят в себе развалины, судьбу которых помнят только старожилы? Некоторые достопримечательности просто ветшают, заброшенные и забытые, другим повезло попасть в список охраняемых объектов. Так, в 24 километрах от Постав можно найти деревню с названием Королиново (Поставский район), главной особенностью которой является деревянное здание бывшей усадьбы художника Альфреда Изидора Ромера. Несмотря на то, что его имя не так широко известно в Беларуси, 10 лет, которые он провел на территории нынешней Витебской области, называют самыми плодотворными в его творчестве.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Указатель на дороге к старому дому. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Здание бывшей усадьбы Альфреда Ромера в Королиново. Фото Анастасии Вереск

Правда, дом-усадьба появился в Королиново гораздо раньше, чем сюда переехал сам художник. Построенный в первой половине XIX века, дом в Королиново принадлежал Эдмунду Юзефу Тадеушу Александру Сулистровскому, выходцу литовского шляхетского рода и отцу будущей жены художника. Его усадьба в Королиново была сожжена в 1863 году по приказу генерал-губернатора Муравьева, как «гнездо повстанцев», и позже дом был отстроен уже в 100 метрах от уничтоженного здания.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Часть бывшей усадьбы Альфреда Ромера. Фото Анастасии Вереск

Альфред Ромер переехал в Королиново только в 1864 году, когда сочетался браком с одной из четырех дочерей Сулистровского, Вандой, которой имение досталось в наследство вместе с усадьбой. Кстати, Альфред и Ванда были отдаленной родней, так как прапрадед Ромера был женат на княжне Елене Сулистровской.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Охранная табличка и мемориальная доска. Фото Анастасии Вереск

Художник незначительно переделал постройку по собственному проекту в 1880-ых годах: достроил второй этаж, веранду. На первом этаже здание имело 14 комнат, на втором – три. В буклете, подготовленном Камайской сельской библиотекой, есть и более подробное описание дома: внутри помещения стены не штукатурили, они оставались просто деревянными, белыми были только окна и двери здания, слева от дверей гостиной было большое зеркало, в комнатах – много старосветской мебели, портретов и семейных реликвий из приданого хозяйки, дом обогревался печами и камином с лепниной. Под восточной частью здания был склеп на пять отсеков. Ромер также построил помещение для школы, отремонтировал три дома для работников и арендаторов, помещения для эконома, садовника и учителей. Кроме того, в имении была мельница с плотиной на реке Королиновка.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Вторая половина усадьбы с современной пристройкой. Фото Анастасии Вереск

Как выглядел усадебный дом, описывает и И.М. Прокопович:

«Деревянный усадебный дом, 1-этажный, крытый гонтовой крышей. Главный вход был выделен крыльцом на тонких столбах с аркадой и треугольным щитом. на котором находились гербы владельцев. Рядом с крыльцом располагалась веранда и невысокая балюстрада. По обе стороны крыльца росли ели, вдоль стен был разбит цветник, перед домом большой газон. Прямоугольные оконные проемы, столбы крыльца, аркада, щит и двери были выкрашены в белый цвет. Рядом с усадебным домом размещались дома для наемных работников, арендатора и садовника. Из хозяйственных построек имелись гумно, амбар, ледник, свинарник, конюшня, коровник. Вокруг находился небольшой парк и сад площадью около 4 гектаров. В доме была большая библиотека, собрание произведений искусства и этнографическая коллекция» 

Сам Альфред Ромер был выходцем из древнего саксонского рода. Его жена, Ванда Сулистровская, была не менее знатной особой, например, она приходилась племянницей князю Константину Радзивиллу, который сначала был женат на сестре ее матери Селестине, а после – на ее сестре Адель. Также Ванда Сулистровская была внучатой племянницей князя Друцкого-Любецкого, роду которого принадлежали земли в Поставском районе.

Альфред Ромер родился в Вильнюсе, где его отец организовал для увлеченного сына домашнюю «академию живописи», позже он также обучался искусству рисунка в Париже, Мюнхене, Италии. По некоторым источникам, как участник восстания 1863-64 года Ромер был сначала заключен в крепости Динабург (современный Даугавпилс, Латвия), а после отправлен в ссылку в Костромскую губернию. После возвращения, в 1874 году художник женился на Ванде Сулистровской и перебрался в ее родовое поместье в Королиново, где прожил следующие 10 лет.

В Беларуси сохранились две картины Альфреда Ромера, обе в интерьере костелов. Картину «Христос и сирота», которую также называют «Спаситель с мальчиком», до сих пор можно увидеть в костеле Иоанна Крестителя в агрогородке Камаи (Поставский район), ее авторство оставалось неизвестным до 2002 года, это последняя из написанных художником картин. Вторая работа – «Мадонна Пинская» в соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Пинске.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Костел Иоанна Крестителя в агрогородке Камаи. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Альфред Ромер “Христос и сирота”

Альфред Ромер создал около 60 живописных полотен и 80 картин в технике пастели, также делал зарисовки архитектурных памятников, росписи на религиозные темы, зарисовки крестьянского быта, гравюры, карикатуры и бронзовые медали с портретами, скульптуры, акварели и копии икон. Художник интересовался этнографией и бытом крестьян, изучал народное творчество и сотрудничал с местными мастерами, писал монографию о «польских поясах», где один из разделов был посвящен слуцким поясам.

Альфред Ромер умер в своем имении Каролиново, но был похоронен в Литве, в семейной усыпальнице Ромеров в Костёле Святой Марии в Тракае.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
К сожалению, неизвестные выбили окно в пристройке усадьбы. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Заглянуть в старую постройку можно через выбитое окно. Фото Анастасии Вереск

Единственной дочерью Альфреда Ромера была Гелена Ромер-Оченковская, которая не имела потомков. В 1884 году Ромер переехал в Краков, где продолжил свою творческую карьеру, его дочь тоже не стала жить в доме родителей и уехала в Вильнюс, так что в 1939 году в поместье осталась только хозяйка, Ванда Сулистровская.

В буклете, подготовленном Камайской сельской библиотекой, указано, что после национализации имения, в доме располагалась больница, а Ванде Сулистровской пришлось снимать жилье у соседа. После того как ее дочь Гелена вернулась на родину во время немецкой оккупации, они снова смогли жить в усадьбе, однако, занимали там всего две комнаты, а остальная часть была отдана под немецко-литовский гарнизон. После войны, в 1951 году, в доме Ромеров нашли приют обездоленные люди из сожженной деревни Ёдовцы и располагалась начальная школа.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
В коридорах бывшей школы. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Внутри бывшей сельской школы. Фото Анастасии Вереск

С 1951 по 1995 год здесь была уже базовая школа, а с 1995 по 2005 годы – снова начальная. Остатки интерьера белорусскоязычной школы до сих пор можно найти в старинном доме и на его территории.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Двери в усадьбу заперты. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
В коридорах. Фото Анастасии Вереск
Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
На входе. Фото Анастасии Вереск

В 2003 году усадебный дом Сулистровских-Ромеров получил статус историко-культурной ценности, с 2015 является частной собственностью ООО «ПОСТ».

Как нам стало известно, в будущем в здании планировалась фрагментарная реставрация, после которой в нем должны были разместить гостевые комнаты для художников, галерея репродукций и заведение общественного питания для туристов. После обновления планировалось, что усадьба Ромера станет туристической точкой Поставского района. По нашим сведениям, работа над восстановлением усадебного дома была приостановлена из-за отсутствия чертежей и фотографий здания в том виде, каким оно было раньше.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Сейчас здание ожидает реконструкции. Фото Анастасии Вереск

Хозяйственных построек на территории поместья не сохранилось, остались только руины, по-видимому, бывшие некогда конюшней.

Усадьба Ромера под Поставами, художника из древнего саксонского рода, который так и не стал знаменит в Беларуси, но подарил свою последнюю картину витебской земле
Остатки бывшей конюшни. Фото Анастасии Вереск

Какая судьба ждет усадьбу знаменитого художника в будущем, нам покажет только время.

Читайте также на нашем сайте удивительную историю старой мельницы из Поставского района.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр

    неточность – ” была сожжена в 1963 году по приказу генерал-губернатора …”

    Ответить
    1. Георгий Корженевский

      Там описка, просто, конечно же…) Муравьёв-вешатель – образцовая личность, ну и Ромеро тоже… Эти люди отражали в политическом зеркале того времени обоюдный радикализм. Это как извечный вампирский вопрос: является ли радикализмом выпить из человека всю кровь?))))

      Ответить
  2. Георгий Корженевский

    Я надеюсь, исходя из фотографий, хоть что-то унесли из “предметов Силы”? Ну, не в плане противоречия Закону, конечно же…)) Всё равно, опять же, всё растопчут, что ещё не растоптали… А вот фотография окна с отражением части окружающего пейзажа – просто образцовая.

    Ответить