Как праздновать Новый год, если постишься

Авторские статьи

«Не могу отнять у тестя телевизор, у брата – куриную ляжку, а у шурина – крутой музон, я решился именно на последний вариант…» Какой? Читайте в предновогоднем комментарии священнослужителя

Накануне светлого праздника Нового года каждый из нас подразумевает, что это редкое событие непременно должно войти в каждую семью. Наступить зарождающийся год должен на каждый порог, порадовать каждое человеческое сердце на земле запахами мандаринов, подгоревших конфети и хвои.

Однако в православной среде праздник встречают не все. Те, кто не празднует главное событие года, придерживаются всего лишь одного контраргумента. Он состоит в совпадении двух несовместимых событий: празднования Нового года и периода Рождественского поста (с 28 ноября по 6 января включительно).

Как праздновать Новый год, если постишься
Новый год в православной среде. Фото: yourtownmonthly.com

Что требует пост?

Как мы уже писали, в пост люди воздерживаются не только от пищи животного происхождения, но и от увеселений, например, от просмотра комедий, концертов, от участия в шумных городских новогодних мероприятиях и т.п. Только, как мы недавно выяснили, супружеская близость посту не помеха.

В Новый год же согласно светской традиции его проведения всё диаметрально противоположно… Да и сама традиция праздновать Новолетие (так зовется начало нового года в Типиконе – церковно-богослужебном уставе Православной Церкви) восходит аж к началу сентября (по новому стилю – 14 сентября)!

Но никто из православных сегодня эмоционально не радуется наступлению новолетию в сентябре так, как светский мир – наступлению Нового года в ночь на 1 января. Жизнь изменилась. В Новолетие христиане могут прийти на богослужение, помолиться с благодарением за проведённый по церковному календарю год и испросить у Бога благословения и Его всемощной помощи в году наступающем.

Если сила воли взрослого человека может помочь справиться с желанием такого рода, то для детей отсутствие подарков от Дедушки Мороза и хотя бы скромного застолья может стать причиной жесткого психологического разделения со сверстниками. Ребенок, лишённый на религиозной почве повсеместного праздника, может начать внешне осуждать ровесников, а в душе еще больше им завидовать.

Так вот, устроить православный Новый год – это реально!

Если есть такое желание, Новый год отпраздновать можно не только 14 января, как делают в некоторых православных семьях, но и вместе с большинством.

 

В плане гастрономическом для постного праздника (при чем любого, будь то поминки, день рождения или крестины, выпавшие на постный день) достаточно накрыть постный стол. Как известно, на нём не будет продуктов животного происхождения из мясного, сырного, яичного и молочного. Но поскольку Рождественский пост – пост нестрогий, то он разрешает рыбное и алкогольное, кроме среды и пятницы. Так что в этом году женщины в меру могут поесть в долгожданный праздник сёмги или традиционной «шубы», а мужчины – в меру выпить коньяка «Grand Sargis» или «Беларуси Синеокой».

Как праздновать Новый год, если постишься
Постный стол на Новый год. Фото: knbltd.co.uk

И не обязательно сидеть дома: можно поздравить близ живущих друзей или просто прогуляться по хрустящему снегу или часто возникающей новогодней жиже. Дети могут запустить в звездное небо салюты, пока мама с папой будут украдкой, вспоминая студенчество, целоваться в тени трансформаторской будки…

Идеальный вариант

Можно ли православному «оторваться» в этот день без постовых ограничений?

Да, но только кроме греха. Можно закатить скоромный стол с бараниной под мятным соусом, свиными рульками от тёщи, огромной тарелкой с «Мимозой» и кусками «Наполеона». Старшее поколение заставит всех слушать до полуночи песни Кобзона и Вайкуле и смотреть «Иронию судьбы», а молодежь после отбоя выключит свет и начнутся танцы под ритмы Евровидения или Gangnam Style. Можно даже продолжить танцевать под городской ёлкой, обнимая друзей и веселясь как душе угодно. Главное, не выдать под новогодней берёзой буквально нижний брейк после лишней бутылки «Аливарии». А еще – после той же лишней пятой – не оказаться в постели или сугробе с темнокожей «Наташей».

Речь о том, что христианам можно отпраздновать Новый год в разумных пределах вместе с остальными по-светски. Но потом, после окончания поста, честно компенсировать свой отрыв, т.е. 1-2 не постных дня попоститься.

Скажу из опыта: для своей огромной, разноплановой и разномыслящей семьи, в которой я не могу отнять у тестя телевизор, у брата – куриную ляжку, а у шурина – крутой музон, я решился именно на последний вариант. Не буду я выделяться, а потом честно попощусь пару дней на Святках или позже… Все получают мою солидарность, и при этом моя совесть чиста.

Какой вариант избрать – пусть каждая семья решит самостоятельно. В конце концов, Православие – религия не буквы, а любви.

При всех разностях искренне поздравляю наших читателей и вообще всех-всех – православных, католиков, баптистов, мусульман, последователей атеизма и развитого социализма с приближающимся дружным праздником Нового года!

Будьте здравы, мои дорогие и любимые со-братья и со-сестры, будьте любимы, счастливы и хранимы Богом в наступающем году!

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Антоний Богоявленский

    Правда, этой самой ночью я не очень караочен)

    Ответить
  2. Александр Холод

    …”Можно ли православному «оторваться» в этот день без постовых ограничений?

    Да, но только кроме греха.”…

    Разразился саркастическим смехом :-)))
    Грех есть.Границы греха размыты.Я понимаю,когда мне скажут-Александр,500 граммов коньяка нормально,501-грех :-)))Вы случайно индульгенций не выдаёте?В период поста важнее быть чистым духовно(странно,что в статье об этом ни слова).Для меня никого не обидеть плохим словом или не поссориться более приоритетнее,чем съеденный в пост греховный кусок свинины.Вы же,на мой взгляд,пытаетесь зашить людям рот,чтобы они этот кусочек смогли только понюхать.Хотя сама мечта об этом кусочке,получается,уже грех:-)И еще.Из статьи узнал,что такое Типикон.Оказывается это устав.А устав-это правила.А правила,если они абсолютны в своей трактовке-не имеют исключений.А если имеют-тогда следствие таких правил-“Ничего нельзя,но в принципе всё можно”.Тогда можно и мулатку Наташу оприходовать и с женой в тени трансформаторНОЙ будки не только целоваться если холода не боишься.

    Статья не Ваша,Отче?Стилистика написания говорит мне о чужом пере и духовном явстве,которого я еще не едал :-)))

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Интересные мысли, в которых важно Ваше желание понять суть, найти что-то новое, чего ещё не едали.

      Статья моя, зуб даю. Антиплагиат можете применить)

      Насчёт границ греха дело иначе – они вполне конкретны. Или человек чтит родителей (5 заповедь), или нет, или он пьяница, который Царства Божия не наследует (1 Кор., 6,9), т.е. зависимый, не умеющий воли остановиться после первой, или все же умеет себя держать. Есть в психологии греха тонкие моменты, да, но как правило грех от добродетели или нейтральности отличается чётко. Святоотеческая аскетика научила нас находить даже чёрную кошку в черной комнате.

      Индульгенции не выдаю, потому что не просит никто. А так порой подмывает!)))

      Ни слова о подлинной сути поста не нашли, потому что не перешли по ссылке на статью по этой самой теме. У журналиста “Курьера” есть рамки. Так, объем статьи должен уклыдываться вместе с женой за электробудкой в 1000 слов мах, но чаще всего должен варьироваться около границы в 700. И если я пишу о новом годе, его предыстории около 1 сентября, предлагаю взвесить несколько вариантов совмещения приятного с полезным и т.д., то на объяснения сути поста, греховности секса с африканками и вообще добрачных возлежаний, методики установки ёлки в 40-градусный мороз и приготовления постных блюд места уже не остаётся. А если я их нарушу, редактор газеты напишет мне в Скайпе такие слова, что на НГ я не то что поститься, я даже спать не смогу))) Вот поэтому побочный материал выносится в ссыль.

      Зашивать рот? Да ну, статья изложена как раз из противоположной тенденции дать людям свободу для творчества и нового опыта!

      А Типикон – да, це богослужебно-дисциплинарный Устав Церкви, но Устав, заимствованный из монастырей примерно с 9 по 15 века. В нем поэтому ни слова о супружестве, сексе в пост и т.п. (найдите его на русском, прочтите несколько понравившихся глав; лучшее пособие по изъяснению Типикона – Шмеман. Введение в литургическое богословие. Есть в онлайн). В связи с этим его применение в мирянской среде всегда связано с послаблениями, без которых ригоризм просто убьет Церковь. К тому же, Типикон – не Библия, не абсолют, а ориентир. И то, что я пишу в “Курьер”, больше приходская икономия, нежели средневеково-типиконная строгость…

      А как Вы будете праздновать? По-постному, по-светски или вообще холодны к таким торжествам?

      Ответить
      1. Александр Холод

        Если грех от добродетели отличается чётко,значит и Типикон должен быть страниц на 10 машинописного текста,равно как и Библия.Однако же,как и все законы написанные людьми,эти правила несовершенны,поэтому и имеют массу толкований,пояснений и расшифровок.Отсюда послабления,отступления и прочие компромиссы.
        Редактор газеты похоже жесткий человек:-)))
        Насчёт нового опыта.Да…пожалуй…Только новым он будет для того,кто родился и вырос в монастыре:-)
        Благодаря Вам мой лексикон пополнился словом “ригоризм”.Спасибо:-) Нет,ригоризм не убьёт Церковь.Он убьет желание верить.
        Увы,Отче,не смотря на почтенные годы,люблю и жду этот праздник.Чревоугодием не занимаюсь,равно как и супруга.Из алкоголя предпочитаем на Новый год вино,хотя я лично предпочитаю крепкий алкоголь.Кроме традиционных блюд стараемся каждый год приготовить что-то новенькое,в большом почёте блюда из рыбы.Никогда не задерживаемся за столом долго,всегда хочется пройтись по свежему воздуху,особенно когда погода соответствует празднику.После прогулки можем еще посидеть за столом,а потом на диванчик перед телевизором обнявшись.Банально конечно,но нам нравится быть вместе.И я считаю,что праздник этот обязательно нужно встретить дома,тогда весь год будет уют и тепло.
        Мира Вам и согласия в Новом Году!И всем людям вокруг нас!
        С Уважением.

      2. Антоний Богоявленский

        Типикон не совсем о грехе и добродетели – это свод, в первую очередь, богослужебных и, во-вторых, монашеских дисциплинарных правил. Указания как совершать богослужение на каждый день года, какую строгость поста имеет каждый из многодневных постов, когда и как совершать поклоны, в каком манере петь и читать в храме, о будильнике, об одежде и обуви и мн. др. И Библия по большей части не о грехе, а о жизни людей с их нравственными или безнравственными поступками. А дальше всё как Вы и говорите)

        А редактор газеты разная в зависимости от выполняемого в занимаемого в конкретный момент статуса. Насчёт каких-то особых слов брани я, естественно, пошутил. Вот только если она после напряженного дня правит до 2-3 ночи статьи журналистов и видит мою писанину на 2500 тыс. слов, у неё будут требования к сокращению, и сокращать это дело мне. Однако путь в православные журналисты мне проложила именно она, за что я по гроб жизни ей благодарен! И сколько она времени тратит на разъяснения, оргпомощь редакции – это никакая ЭВМ не посчитает) Другое дело – руководитель должен требовать, должен уметь быть строгим, когда нужно. Его должны уважать и немного побаиваться… А если мы дружески общаемся на чьей-то свадьбе, то она жизнерадостная собеседница и просто отзывчивый человек. И вообще до нашего редактора я таких профессиональных и, в тоже время, человечных руководителей не встречал)

        У Вас и Вашей семьи очень душевная и позитивная традиция праздновать главное событие года, Александр, так дай Вам Бог в такой же атмосфере зарождающийся год и провести! С Наступающим Вас и Ваших близких!
        До встречи на онлайн-путях в новом году;))

      3. Александр Холод

        Спасибо.Это взаимно.ПУсть у всех всё будет хорошо.С Богом!

      4. Антоний Богоявленский

        Благодарю!

    2. Антоний Богоявленский

      Интересные мысли, в которых важно Ваше желание понять суть, найти что-то новое, чего ещё не едали.

      Статья моя, зуб даю. Антиплагиат можете применить)

      Насчёт границ греха дело иначе – они вполне конкретны. Или человек чтит родителей (5 заповедь), или нет, или он пьяница, который Царства Божия не наследует (1 Кор., 6,9), т.е. зависимый, не умеющий воли остановиться после первой, или все же умеет себя держать. Есть в психологии греха тонкие моменты, да, но как правило грех от добродетели или нейтральности отличается чётко. Святоотеческая аскетика научила нас находить даже чёрную кошку в черной комнате.

      Индульгенции не выдаю, потому что не просит никто. А так порой подмывает!)))

      Ни слова о подлинной сути поста не нашли, потому что не перешли по ссылке на статью по этой самой теме. У журналиста “Курьера” есть рамки. Так, объем статьи должен уклыдываться вместе с женой за электробудкой в 1000 слов мах, но чаще всего должен варьироваться около границы в 700. И если я пишу о новом годе, его предыстории около 1 сентября, предлагаю взвесить несколько вариантов совмещения приятного с полезным и т.д., то на объяснения сути поста, греховности секса с африканками и вообще добрачных возлежаний, методики установки ёлки в 40-градусный мороз и приготовления постных блюд места уже не остаётся. А если я их нарушу, редактор газеты при правке напишет мне справедливое требование к сокращению объема. Вот поэтому побочный материал выносится в ссыль.

      Зашивать рот? Да ну, статья изложена как раз из противоположной тенденции дать людям свободу для творчества и нового опыта!

      А Типикон – да, це богослужебно-дисциплинарный Устав Церкви, но Устав, заимствованный из монастырей примерно с 9 по 15 века. В нем поэтому ни слова о супружестве, сексе в пост и т.п. (найдите его на русском, прочтите несколько понравившихся глав; лучшее пособие по изъяснению Типикона – Шмеман. Введение в литургическое богословие. Есть в онлайн). В связи с этим его применение в мирянской среде всегда связано с послаблениями, без которых ригоризм просто убьет Церковь. К тому же, Типикон – не Библия, не абсолют, а ориентир. И то, что я пишу в “Курьер”, больше приходская икономия, нежели средневеково-типиконная строгость…

      А как Вы будете праздновать? По-постному, по-светски или вообще холодны к таким торжествам?

      Ответить
  3. Анастасия Березина

    Выпью аливарии под березкой, подумаю о вечном, без брейка, без излишеств) Ведь главное ближнего “не есть”, так ведь, отче?!

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Позитивный и глубокий у Вас настрой))

      Благословить на Аливарию не могу – личный выбор, только если пост нарушится в праздник, его потом можно дополнить, ну, Вы помните. А ближнего точно есть нельзя! Этим перечеркиваются и 5-10 заповеди, и вообще каннибализм в цивилизованной Беларуси не в тренде))

      Только Вы разве одна праздновать собралась?!)

      Ответить
  4. Костя Бахрамеев

    У меня по поводу поста и Нового Года все просто в голове. Если ты постишься- значит, ты готов к тому, что пойдешь на Литургию и отпразднуешь спокойно в кругу семьи. Если ты не постишься – то вообще все просто. тут каждый сам решает что делать.

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Ваши варианты классические и чисто мужские, логически выверенные: пусть такая точность сопутствует Вам всегда!)
      Но поскольку все люди разные, то на всякую нестандартную душу приходится искать нестандартное решение, как Христос искал его для всякого человека. Так кому-то пришло в голову идея “отпраздновать, если отказ обидит ближних, а после поста столько же по-поститься”.

      Но, думаю, это редкость. В основном должно быть, как пишите Вы.

      Ответить
  5. Ирина Фролова

    Дело не в количестве выпитого, а в том, что человек вообще из себя представляет. И можно выпить хоть 10 бутылок пива, у себя на даче, и не оказаться в сугробе не пойми с кем, а можно без алкоголя дел наворотить.

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      В общем да, если знаешь свою меру. Когда-то на 1 курсе ВУЗа 17-тилетним юношей, вырвавшимся из дома, я очень сильно перебрал на окончание ПЕРВОЙ сессии… Мне было на утро ооочень плохо, просто отвратительно… С тех пор прошло столько же лет, но больше такого опыта у меня, к счастью, не было. И за это время не раз приглашали в гости и на торжества, где я научился чувствовать свою меру при употреблении разного рода напитков. Они все не одинаковые и по-разному действуют, и это выпивающий должен понимать. Т.е. пить водку так, как пиво, значит оказаться не только в сугробе, но и на “ветке” рядом с белкой))

      А иными словами можно сказать, что всё, как Вы подметили, зависит от человека: он или способен употреблять разумно, или он потенциальный алкоголик, который, по Библии, Царства Божия не наследует… (1Кор. 6,9)

      Ответить