Можно ли заниматься сексом в пост? Комментарий священнослужителя

Авторские статьи

Если ей ЭТО нужно 2 раза в месяц, а ему – 2 раза в неделю, то в чем грех? 

Многие семейные пары, хранящие православный образ жизни и просто задумывающиеся о Боге и душе, оказываются перед коллапсом при наступлении поста: секса хочется, но в пост – вроде как нельзя… Как понять – можно или нет?

Можно ли заниматься сексом в пост? Комментарий священнослужителя
Семейная пара. Фото: sunny7.ua

Моя знакомая недавно поделилась интимными подробностями их жизни с супругом:

Мы с мужем никогда в пост не спим. При этом вне постов у нас с этим всё нормально! (смеется). А чтобы  в пост меньше хотелось, он периодически уходит от меня по взаимному согласию на диван…

Так грех или не грех?

Прямых указаний основных источников церковного вероучения о грехе нарушения поста постелью нет. Есть мнения на этот счёт. Можно встретить мысли священнослужителей, православных писателей и мирян о том, что любовные ласки в пост без какой-либо причины нужно исповедовать. Мне кажется, это могут говорить только люди, не имеющие семейного и соответственно сексуального опыта, авторы, которые пишут как надо (не согласуя с реальностью), или те, которым в пост не очень хочется. можно понять в этом отношении  труды монашествующих пастырей. Это вовсе не значит, что эти публицисты и духовники плохие, – они могут быть замечательными, но в отношении постной постели проскальзывает непонимание сути вопроса или уклонение от жизненных реалий.

При этом многие исконные девственники, совершающие служение в монастыре, к примеру, архимандрит Варфоломей, понимают неправильность попытки заставить отказаться от секса в пост тех, кому это нужно. Даже сам Григорий Богослов – величайший святитель-богослов IV века и автор множества трудов – пишет о невозможности принудить к воздержанию:

Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы (пост), которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию

Суть же в том, что каяться здесь не в чем. Если ей это нужно 2 раза в месяц, а ему – минимум 2 раза в неделю, в чем ему каяться? В том, что он невоздержан? В этом случае речь не о нежелании воздерживаться, а о оправданной сексуальной потребности.

А потребности имеют определённую иерархию:

Можно ли заниматься сексом в пост? Комментарий священнослужителя
Пирамида потребностей А.Маслоу. Фото: psychologos.ru

Как видим, не пройдя удовлетворение потребностей в сексуальной жизни, семейный православный человек может так и не достичь потребности в любви и эстетике (превратиться в «сухаря») и может даже не реализоваться в жизни.

В этой связи не понятно, что здесь грех: естественное желание, независящее от разума и воли? желание вести здоровый образ жизни при том, что здоровье – дар Божий? чувство нежности к второй половине, выраженное в желании быть одной плотью и днем, и ночью?

Если сам сатана может искушать (толкать налево в мыслях) супругов в связи с долгим постом, то поступиться постом под одеялом супругом точно не грешно! И если в такую постную, но счастливую ночь будет зачат ребенок, это малыш тем более не будет грехом. Напротив: он станет доказательством того, что близость двух любящих людей в семье – это условие семьи и залог счастья, и Бог в такие моменты дарует им прекрасных детей…

Можно ли заниматься сексом в пост? Комментарий священнослужителя
Семейное утро. Фото: fotokto.ru

Резюме

В настоящей семье по вопросу близости в пост православные люди должны руководствоваться указанием апостола Павла, т.е. воздерживаться добровольно исходя из здравого смысла на тот период, на который они могут отказаться от этого удовольствия. Отдельные частные моменты близости каждая семья вправе решать самостоятельно, поскольку столь личный момент Церковью детально не регламентируется. В остальной период поста при сохранении супружеских отношений горячие православные сердца должны соблюдать прочие пункты постного времени – отказ от развлечений (концерты, комедии и т.д.), употребление скоромной пищи и т.п. А достигнуть целей пощения – стяжать добродетели и приобрести духовную пользу – умеренная интимная жизнь не помешает супругам никоим образом. 

О том, возможен ли секс в космосе, читайте здесь. А вот что бывает с теми, кто слишком часто отказывает в постельных радостях своему страстному супругу, можно будет прочесть только в нашей следующей статье.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Антоний Богоявленский

    Большая просьба к тем, кому тема не близка и не актуальна, не Осуждать саму попытку её озвучить. А вот ОБсуждение, в т.ч. критика моей позиции по вопросу, только приветствуются:)

    Ответить
  2. Елена Смирнова

    Все ниже и ниже в пропасть катится газета…Что за бред?Целую статью написали на эту тему…

    Ответить
    1. Ольга Витебская

      Ага, уже самое дно. Если Вы все-таки прочитали вначале, то это мнение священника, которое, кстати, попросили изложить читатели. И слова “что за бред”, видимо, все-таки требуют пояснения))) в чем Вы усмотрели “бред”?

      Ответить
    2. Антоний Богоявленский

      Тема пикантная, да. Но супружеская близость – это одна из важнейших тем в семье, будь то семья православных или атеистов. А то, что важно, замалчивать нельзя. К тому же, цель статьи – не секс как таковой и тем более не шутки на тему, а попытка ответить на серьезный вопрос, беспокоящий желающих поститься и не имеющих возможность забыть на время поста про…

      Ответить
    3. Антоний Богоявленский

      Дорогая Елена, мне хочется видеть Ваши комменты чаще!
      Предлагаю дружить))
      Смотрите, сколько существует статей на тему интим ной жизни, написанных на одном из авторитетных сайтов РПЦ (Азбука веры) опытнейшими богословами и священнослужителями: https://azbyka.ru/1/lyubov_telesnaya

      Ответить
  3. Антоний Богоявленский

    А это не то, чтобы в оправдание, скорее – в подтверждение сказанного:

    Наталья: “После воцерковления с фанатизмом начала поститься. Интим мне стал противен, старалась максимально избегать мужа, причащалась по несколько раз в неделю- святая!!! Но случно узнала, что все это время мой муж заходил на порносайты… Боюсь представить, чем он занимался во время просмотра этой гадости. Меня, как кирпичем по голове стукнули, ведь грех просмотра порно и т д – грех не моего мужа, а МОЙ!!! До чего я довела своего любимого, ещё немного – и измена, так бы своей праведностью и семью развалила. Православие и пост никак не запрещает близость между супругами, просто нужно включать голову и не выключать любовь. Сейчас, когда гайки ослаблены, мой муж стал потихоньку воцерковляться, а перед причастием, я всегда с ним договариваюсь – это ему льстит как мужчине и он никогда не против” (http://prosto-post.ru/info/sex/)

    Ответить
  4. Егор

    Можно, только не с жирными!)

    Ответить
  5. Александр Холод

    Занимайтесь сексом тогда,когда захотите и столько,сколько хотите.С точки зрени медицинской длительное воздержание вредно для здоровья и ведет как минимум к депрессии,как максимум к проблемам с потенцией и либидо,особенно в зрелом возрасте.Лучше соблюдать пост,ограничить себя в тяжелой пище.Вот это действительно полезно для здоровья,если исключить элемент религиозного фанатизма.С точки зрения психологической,все эти ограничения в сексе,еде и пр. во время постов выдуманы человеком,для того,чтобы заковать вас в цепи безвольного раба.Бог никогда никого не ограничивал,он дал человеку великий дар-право выбора.Все остальное-пыль и мишура.

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Что фанатизм, что вседозволенность – путь, с которого не возвращаются. Особенно когда человек из одного метается в другое – неофит. Но ситуацию люди, способные мыслить холодной головой и при этом не отказывать себе в горячем сексе.

      Вы наверняка знаете, что такое Типикон. Его история известна, но в связи с этой статьей я ещё раз понял его сугубо монашескую суть: в нем ни слова о близости…

      Ответить
      1. Александр Холод

        Напускали Вы туману,Отче,как всегда впрочем.Нет,я не знаю,что такое Типикон.И понятия не имею о неофите.Можно было конечно погуглить и потом поумничать перед Вами.Не мой метод.Имею то,что имею.Просто говорят,что в споре рождается истина.Возможно,очень уж категоричное утверждение,но в некоторых случаях общение позволяет прийти к какому-то согласию.Интуиция мне подсказывает,что мы с Вами упрёмся в стену.Не потому что Вы глупый человек или считаете что Ваша правда единственно верная.Нет.А потому что Вы не умеете объяснять очень сложные вещи наиболее простым языком.И в этом нынешняя беда всего духовенства.Священнослужители разучились говорить с народом на понятном ему языке.Они заседают на мероприятиях в госструктурах,во всех ток-шоу,не взирая на тему разговора,участвуют в предвыборных агитациях и прочих светских мероприятиях.Не это ли Ваш пресловутый неофит?Что касается фанатизма-явление явно не для православного христианства.В исламе да.Он и проявляется там своеобразно.И опасно.Но это элемент сильной веры.А что касается вседозволенности-так на это закон есть.Вопрос его эффективности-другой вопрос.
        Буду признателен,если в общении с Вами смогу почерпнуть для себя что-то познавательное и полезное.
        С Верой в Господа и с Уважением к Вам.Александр Холод.

        P.S.Две недели никому надоедать не буду :-))).Уезжаю в командировку.Всем согласия,мира и хорошего настроения.

      2. Ольга Витебская

        Александр, мы все тут очень хотим, чтобы Вы “надоедали” нам почаще! Вы не поверите даже, как все авторы рады вступить в дискуссию, и во многих вопросах Вы реально нам помогаете. Это без грамма иронии. И вообще, редко в наше время встретишь столь позитивного человека как Вы. Мы будем с нетерпением Вас ждать! И без Вас скучно! Правда.

      3. Антоний Богоявленский

        Ну вот, как ни стараешься писать проще и интереснее, а всё равно виноват в туманностях))

        Если серьезно, сам не люблю мутные и загадочные тексты, и для людей всегда хотел писать проще о доступнее. Пока, наверное, есть над чем поработать. Благо семинария воспитала самокритичность – с благодарностью отношусь к конструктивным замечаниям и предложениям. Так что всегда говорите, поправляйте, если что. Равнодушие и крайняя хата в нашей жизни – хуже всего!

        А по поводу Типикона и ему подобных вот почему не стал объяснять. Вы регулярный читатель нашей газеты, человек православный и образованный (видел Ваши комменты к др. статьям), а в таком случае не дерзаю объяснять вообще всё, чтобы не выглядеть младостарцем, да и людей чтобы не ставить в положение учеников. Надо ж как-то на паритетных началах диалог вести. Тут какая-то золотая середина есть – объяснять только то, что нужно лично собеседнику и читателям в целом, но когда пишешь сам эту норму непросто реализовать…

        В любом случае – с ошибками или без, просто или чопорно – пишу для тех, кто хочет понять и ищет. И когда Вы пишете, что моё скромное творчество может быть полезно и познавательно для Вас, это, поверьте, самый классный стимул)))

      4. Александр Холод

        Ох,Отче,искать золотую середину,размещая публичные статьи и комментарии,да еще в таком сложном вопросе,как религия,я считаю,практически невозможно.Паритет наверное возможен.Но скорее между Вами,как образованным священнослужителем и,скажем,ученым,защитившим диссертацию по научному атеизму.Кстати,дружба,которую Вы предложили Елене,как единомышленнице,качественно отличается от дружбы между оппонентами.Первая приятнее в плане духовного общения,вторая продуктивнее в плане взаимного совершенствования.Не поймите превратно,я не предлагаю себя в качестве второго объекта,слишком слаб для Вас как оппонент.Просто выражаю свое видение.Но буду рад,если Вы такового оппонента обретёте:-).С Уважением.

      5. Антоний Богоявленский

        Соглашусь с Вами, и буду рад Вам и как другу, и как оппоненту, и как человеку, способному вызвать брожение и развитие мысли и подтолкнуть к пониманию свежих тем)

      6. Александр Холод

        Я не пытаюсь вызвать брожение.Это скорее сумбурные мысли,которые проносятся в голове:-)

      7. Антоний Богоявленский

        И этот сумбур всегда сензитивен нашим статьям, кстати))

      8. Александр Холод

        У меня поэтому и духовника нет.Он давно уже помер бы от инфаркта :-)))

  6. Владимир

    “В этой связи не понятно, что здесь грех: естественное желание, независящее от разума и воли? желание вести здоровый образ жизни при том, что здоровье — дар Божий?”
    В Псалтыри есть интересные слова “всяк человек ложь”. Оправдать что то желанием даже естественным, очень опасный путь… Человек призван подченить свои инстинкты воле, есть даже такая замечательная книга “Иллиотропион” о сообразовании своей воли с волей Божественной! Необходимо четко осознавать, что делается из снисхождение по немощи, а не возводить это на уровень закономерности.
    Также из жизненного опыта: одна моя знакомая рассказывала о своих православных подружках, которые легкомысленно воспринимали запрет на замужество в пост и не одной из них не родился здоровый ребенок и дело тут не в том, что Бог карает за нарушение Его заповеди, а дело в том, что есть духовные законы, которые действуют так же как и физические и сунув палец в резетку глупо винить электрический ток, что он нас ударил!

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Большое спасибо за Ваш искренний отзыв на мою статью! Чувствую разговор на равных, а в Вас – образованного православного собеседника!

      1. Слова из Псалтири, процитированные Вами, не относятся конкретно к нашей теме. Если попытаться применить их вообще ко всему человеческому, то получится, что всё от человека – ложь: слова, поступки, священнослужение, Евангелие, творения святых…

      2. Мы с Вами оба понимаем, что в своих рассуждениях можем погрешать. Поэтому при написании этой статьи я руководствовался мнением святых по этому вопросу.

      Так, свт. Иоанн Златоуст, великий святой и богослов IV века, в толковании соответствующих апостольских слов пишет о разумности иметь близость в многодневные посты, когда нести воздержание весь период поста тяжело и невозможно:

      «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!

      Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться.

      Григорий Богослов — величайший святитель-богослов IV века и автор множества трудов — пишет о невозможности принудить к воздержанию:

      “Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы (пост), которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию”.

      4 правило св. Дионисия Александрийского указывает, что рассматриваемый вопрос каждая православная семья должна решать самостоятельно:

      “Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти”.

      По сути церковные правила относятся к постели в период поста снисходительно, тогда как за нарушения пищевые отлучают от причастия.

      3. В Церкви отсутствует учение о греховности зачатия в пост. Со всеми вытекающими. А ему и взяться неоткуда: если по естественному желанию и немощи Отцы и каноны разрешают иметь близость в пост, то и зачатие в таком случае абсолютно естественно.

      Ответить