Сегодня в нашем городе действует более 20 православных храмов и 4 католических. К сожалению, большинство из них – новостройки, а старых храмов сохранилось мало.
1. Благовещенская церковь.
По праву считается не только старейшим витебским храмом, но одним из самых старых зданий города. В древних письменных источниках время ее возведения приводится неоднозначно. Археологи, проведя анализ архитектурных форм, установили, что церковь была построена между 1120 и 1130 годами. Храм неоднократно менял “хозяев” (так, в 1619 году его передали униатам) и перестраивался. В декабре 1961 года местные власти, несмотря на многочисленные ходатайства ученых о сохранении памятника, взорвали церковь. И только в 1993 году церковь начали восстанавливать на руинах.
2. Успенский собор.
Появился, если верить историческим документам, в начале 15 века. А до того времени на Лысой горе (старинное название Успенской) существовало языческое капище, где поклонялись славянской богине плодородия Макоши. В 1619 году, как и Благовещенская церковь, был передан униатам. В церковном доме при соборе жил Иосафат Кунцевич. Здесь же его и убили. Позже храм пережил немало трагедий: его то разоряли местные жители, то жгли казаки Петра Первого. К 1777 году храм был выстроен на горе заново, в сентябре 1936 года взорван большевиками. И только в июне 2000 года начались строительные работы по восстановлению храма. Первая служба прошла в апреле 2011 года.
3. Воскресенская (Рынковая) церковь.
Впервые была упомянута в древнем листке за 1558 год как церковь деревянная. Что случилось с первым зданием, неизвестно. Но новое, каменное, было выстроено в 1772 году на деньги купца Николая Смыка. Сперва храм был униатским, а с 1834 года был передан православным. В январе 1936 года церковь разрушили, мотивировав данное варварство тем, что здание храма мешало движению транспорта.
В 2001 году храм было решено восстановить. Помогали собрать средства простые горожане, и в 2009 году здесь возобновились богослужения.
4. Казанская церковь.
Единственная из сохранившихся церквей Маркова монастыря была возведена в 1760 году. Первоначально называлась Покровской. В советское время здесь располагался то детский дом для голодающих ребят Поволжья, то союз молодежи. В годы немецкой оккупации в церкви проходили службы. В 2000 году церковь начали реставрировать.
5. Костел Святой Варвары.
Этот католический храм был выстроен возле кладбища в 1785 году. Назвали его в честь великомученицы Варвары неслучайно. Именно эта святая защищает от мгновенной смерти. Поскольку количество прихожан костела постоянно росло, в 1885 году место небольшого деревянного храма заняло просторное здание из камня. В 1935 году большевики устроили в церкви склад удобрений. В войну храм был частично разрушен, восстановлен лишь в 1988-м.
6. Покровский собор.
Был возведен в 1821 году как католический костел при монастыре тринитариев. После 1831 года закрыт. В здании располагались то приют для детей-сирот, то женская тюрьма, пока в 1858 году здание не отдали православной церкви. В 1931 году собор был закрыт большевиками и как Казанская церковь возобновил службы во время немецкой оккупации. Во время войны здание значительно пострадало, и городские власти хотели его уничтожить, но вмешательство интеллигенции спасло храм. В 1987 году начались реставрационные работы, и на праздник Покрова в 1990-м в храме прошло первое богослужение.
7. Успенская церковь.
Была построена в 1852 году. В 1954 здание отдали педагогическому институту. В апреле 1991 года был зарегистрирован приход Свято-Успенской церкви, и с 1997 года храм стал принадлежать приходу.
Нельзя забывать и о том, что в Витебске проживало множество евреев, исповедующих иудаизм. К сожалению, старинная синагога, построенная на Революционной улице в начале 20 века, практически полностью разрушена. Остались целыми лишь фасад и стены. А ведь в этом храме молился отец Марка Шагала!
Первыми, как видно, в Витебске появились храмы православные. А до них в городе располагались языческие капища. Наши предки верили и в домовых, и в крупеничек, а в качестве амулетов использовали куриных богов.
Интересный факт: в Витебске существовала православная инквизиция, которая боролась… нет, не с ведьмами, а с иноверцами. Из старинных документов известно, что в 1716 году инквизиция рассматривала дело Марины Сыровайцевой, дочери православного священника, которая добровольно перешла в иудаизм. Ее приговорили к пытке клещами и сожжению на костре. Тогда же рассматривалось дело и другой Марины – Войцеховны, обвенчавшейся с евреем. Женщина раскаялась после пыток, но все равно была приговорена к сожжению.
А узнать подробнее о храмах и монастырях, существовавших в Витебске и окрестностях, можно на постоянной экспозиции “Религиозная жизнь Витебщины” в Витебском районном краеведческом музее.
Если автору некогда посмотреть об инквизиции, то вот цитата из Энциклопедического словаря:
“Инквизиция – (от лат. inquisitio – розыск) – в католической церкви в 13-19 вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился т. н. инквизиционный процесс с особой системой доказательств, с совмещением судьи и следователя в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании”. Не мешало бы Вам ещё и уточнить информацию и о язычестве и о капищах. По-моему Вы смутно представляете о том, что сами понаписали. Остальное также не мешало бы редактировать и перечитать.
Фото с документами, где есть описание процессов над Маринами, выслала Вам на электронный адрес. Если краеведы музея в Октябрьском, допустили ошибку, выставляя подобный документ с названием “Из мрачных архивов инквизиции”, напишите им лично.
Отправила фото с документами “Из мрачных архивов инквизиции” Вам на электронный ящик. Претензии предъявляйте к сотрудникам музея в Октябрьском.
Уважаемая, viarlena! Еще раз со всем уважением к Вам и Вашему мнению, но газетное издание не претендует на научное исследование, журналист не является научным сотрудником. Он всего лишь передает точку зрения официального учреждения, коим и является музей, даже находящийся в деревне.Информация, представленная в публикации, имеет документальное подтверждение, о чем Вам и сообщила Евгения. С уважением, редакция.
Не понимаю претензий valeriana к термину “инквизиция”. Православные священники сжигали людей за переход в другую веру или женитьбу на человеке другой веры. Чтобы читателю было понятно, автор использует аналогию. Можно, конечно, как пишет комментатор, называть это мракобесие “духовным судом”, только что ж это за духовность такая?