Как недалеко от Витебска творчество спасает средневековую церковь. То, что не смогло сделать государство за 80 лет
В 83 км к юго-западу от Витебска, в Чашникском районе, на полуострове живописного Черейского озера расположена жемчужина каменного средневекового зодчества Беларусь – Троицкая (или Белая) церковь.
На нынешний год приходится грустный юбилей – ровно 80 лет назад, в 1939 году, Троицкая церковь была взята под государственную охрану. С тех пор старинный храм медленно, но верно разрушается. О том, что перед нами охраняемый памятник архитектуры, свидетельствует лишь табличка у разваливающегося главного входа в здание.
История Троицкой церкви, получившей в народе название Белой (за оштукатуренный фасад) началась 7 октября 1475 года, когда смоленский епископ Мисаил, согласно записи в дневнике,
Уделал в Черее храм Святой Троицы и монастырь, дал сему монастырю всех людей и села свои.
В XV веке Черейский монастырь Святой Троицы рос и богател за счет пожертвований земель с крестьянами от матери, братьев и других родственников епископа Мисаила, а также князей Лукомльских и Друцких-Бабичей. Монастырь владел пахотными землями, пойменными лугами, бобровыми гонами, окрестные крестьяне платили ему дань медом.
Интересно, что в собственности монастыря была и деревня Улановичи недалеко от Витебска.
По своему устройству монастырь изначально был «общим», то есть в отдельных его помещениях жили как мужчины, так и женщины. Подобный тип православных монастырей был распространен на Руси в первые века после принятия христианства.
Деревянный Троицкий монастырь с церковью находился на берегу озера Голавль. Несмотря на большие владения, к концу XVI века он «спустел». Рядом с покинутым монастырем находился остров, принадлежавший магнату Ивану Сапеге, отцу известного государственного деятеля и канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (1557-1633).
Иван Сапега владел на острове домом (поместьем) и службами при нем.
После смерти отца остров (теперь полуостров) на Черейском озере перешел по наследству ко Льву Сапеге. Для возрождения религиозной жизни в этих местах в 1597 году будущий канцлер ВКЛ основал на острове новый, Белоцерковский монастырь, отведя ему пашню, сады и огороды на острове, а также приобретя необходимую монастырскую утварь.
Строительство нового каменного монастыря и Троицкой церкви было завершено в 1599 году. Лев Сапега отдал монастырю свои земли на Черейском озере, сохранив за собой и потомками право патроната над двумя монастырями, а также запретил вводить в монастыре какую-либо иную веру, кроме православной. Тем не менее, всего через два года, в 1601 году, Белоцерковский монастырь стал униатским.
История не донесла до нас имени архитектора Троицкой церкви, хотя предпринимались попытки его установить. Например, кандидат технический наук Роальд Романов утверждал в статье, опубликованной в газете «Республика» 11 июля 1996 года, что храм был возведен по проекту Аристотеля Фьораванти, архитектора Успенского собора в Московском Кремле. Скорее всего, это просто местная легенда: Аристотель Фьораванти умер более чем за сто лет до начала строительства храма (хотя и мог принимать участие в возведении деревянного Черейского монастыря).
Несколько раз Троицкая церковь перестраивалась. В составленном в 1939 году акте обследования храма указывалось, что в первоначальном виде сохранилась лишь апсида со стороны алтаря. Вероятно, уже в более позднее время был надстроен купол, чьи размеры и форма сильно отличались от всего облика церкви.
Со временем новый каменный монастырь на Черейском озере опустел, как и его деревянным предшественник. В 1804 году здесь осталось только 4 монаха и 1 клирик. В 1834 году монастырь был упразднен, а Троицкая церковь стала приходской.
Религиозная жизнь в Троицкой церкви продолжалась еще 100 лет, но в 1936 году верующие отказались от поддержания храма. Теперь уже сложно установить, было ли это сделано и-за высоких налогов, которыми тогда облагались религиозные общины, из-за невозможности вести текущий ремонт храма малыми силами или из страха перед репрессиями.
Брошенное здание было передано местному колхозу «Колос», который приспособил храм XVI века под зернохранилище. Три года спустя, в сентябре 1939 года, памятник архитектуры был взят под государственную охрану Правительственной комиссией при СНК БССР.
Сохранилось описание Троицкой церкви, сделанное 80 лет назад:
Здание кирпичное, снаружи и внутри оштукатуренное. В верхней части есть ниши – есть основания полагать, что в них стояли статуи. О внутреннем убранстве, инвентаре судить невозможно… Здание находится в хорошем состоянии. Крыша, пол, окна, двери не требуют ремонта.
За восемь десятилетий Троицкая церковь пришла в аварийное состояние. Казалось бы, средневековая церковь, расположенная вдалеке от популярных туристических маршрутов, обречена на гибель. Но в 2017 году здесь, на полуострове Черейского озера, прошел первый фестиваль «SPRAVA». Главный организатор фестиваля Матвей Сабуров, уроженец Новолукомля, совершенно случайно заехал в здешние места и за гонорар от съемок клипа «Ляписа Трубецкого» купил в Белой Церкви дом.
Главная цель фестиваля – сохранение памяти о месте, где он проводится, создание здесь, вдалеке от крупных центров, своей неповторимой культурной среды и обмен ею с другими такими же местами, а также вовлечение в культурный процесс местных жителей. В «Манифесте SPRAVA» об этом говорится так:
Уважение, честный обмен с Местом, доставшимся нам в наследство – и есть одна из основных задач SPRAVA. Быть уместными и благодарными уникальной и богатой среде, в которой веками копились илом, кирпичами и могилами любовь и боль. Быть бережными и внимательными к Месту, пережившему самые разные проявления человеческого существования и сохранившему его следы. К месту, что своим спокойствием учит нас принимать собственные незначительность и временность. Месту, что учит нас, что гармония – это порой и вовсе не оставлять следов. А если оставлять, то из любви, а не из алчности, ненависти или страха.
За три года своего существования фестиваль «SPRAVA» уже частично выполнил это свое предназначение. О старинной Троицкой церкви, известной недавно лишь узкому кругу историков и краеведов, заговорили не только в нашей стране, но и за рубежом. На несколько дней в году заброшенный храм стал местом проведения концертов камерной музыки, стены его заиграли яркими красками и лучах ночной подсветки.
А гости фестиваля, которых в этом году оказалось более 2 тысяч человек, размещают в интернете фотоснимки и видео, снятые в Троицкой церкви, чем привлекают еще большее внимание к судьбе архитектурного памятника.
Хочется верить, что люди искусства сделают для памятника то, что за 80 лет не смогло сделать государство, и храм на Черейском озере будет, наконец, восстановлен.
3 дня на фестивале SPRAVA. Праздник, в который не верится в Беларуси, а он есть!
Добрая SPRAVA. Солнце, драйв и стиль этого лета под Новолукомлем.